II. Размещение Телекода ТК-12
Телекод ТК-12 может быть установлен в башне машины по следующему размещению:
1. Прибор «ПУ» - под правым сиденьем башни.
2. Прибор «С» - под левым сиденьем башни.
3. Прибор «Т» (Табло) - на крыше башни впереди командира, около крепления ПТК.
4. Прибор «К» (Кнопочник) - на погоне башни ниже указателя поворот башни.
5. Запасное имущество ТК-12 размещается в машине по усмотрению завода 183 с согласованием с Военпредом УС КА.
III. Размещение переговорного устройства: Вследствие того, что на снабжении имеется только ТПУ-2, а также учитывая, что установка другого типа ТПУ повлечет за собой установку нового ВКУ на 18 слаботочных колец, считать необходимым устанавливать в машине А-34 переговорное устройство ТПУ-2 со следующим размещением:
1. Аппарат №1 - позади командира на левой стенке башни.
2. Аппарат №2 - у водителя на переднем листе машины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Единственным возможным расположением радиостанции 71-ТК-З в машине А-34 является размещение ее в нише башни машины, что вызывается следующими соображениями:
1. Невозможностью установки радиостанции 71-ТК-З в носу машины из-за недостатков указанных в протоколе совещания на заводе 183 от 9/IV-1940 г. Особенно из-за невозможности установки антенного устройства.
2. Несмотря на неудобство управлением радиостанцией работа на таковой все же возможна, особенно учитывая то положение, что настройка передатчика производится на исходном положении на стоянке машины, а подстройка приемника возможна командиром.
3. По заявлению Нач. Конструкторского бюро 183 т. МОРОЗОВА, ниша башни машины А-34 будет расширена, что позволит более удобно расположить радиостанцию в целом, а также агрегаты телекода ТК-12. [9]
Несмотря на то, что протокол был подписан представителями АБТУ и УС, руководство АБТУ с принятым решением категорически не согласилось и в дальнейшем настойчиво требовало от завода №183 переноса радиостанции в корпус танка, о чем будет подробно рассказано в следующих главах.
Кроме работ по переносу радиостанции, в марте 1940 г. КБ 520 приступило к разработке механической системы сервоуправления Т-34, так как установленная на опытных образцах система пневматического сервоуправления на войсковых испытаниях показала себя не лучшим образом и была признана комиссией сложной и ненадежной. Также конструкторы завода №183 занимались проектированием шпор для улучшения сцепных качеств гусениц Т-34.
Нельзя обойти вниманием и события, связанные с созданием огнеметного прибора для танка Т-34. 16 марта 1940 г. у начальника Военно-технического снабжения КА состоялось совещание по вопросу установки химического вооружения на танках в 1940 г., положившее начало работам по огнеметному прибору для Т-34. По итогам совещания было принято решение обязать Химическое управление КА заключить договор с заводом №183 на разработку опытного образца огнеметного прибора со сроком изготовления не позднее III квартала 1940 г. Также на этом совещании было решено просить НКСМ сформировании специальной конструкторской группы на заводе №183, основной задачей которой являлось бы проектирование огнеметного и химического оборудования для танка Т-34. При создании огнеметного прибора за основу было решено взять тактико-технические требования, утвержденные Химическим управлением КА 31 августа 1939 г. для машины А-32:
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОГНЕМЕТНО-ДЫМОВОГО ПРИБОРА (ОДП) НА ТАНКЕ «А-32».
I. Назначение.
Огнеметно-дымовой прибор предназначается для усиления танка «А-32»:
1. Средствами огнеметания для поражения живой силы и подавления огневых точек противника.
2. Средствами постановки маскирующих дымовых завес с места и на ходу.
II. Общие требования.
1. На танке сохраняется все артиллерийское и пулеметное вооружение. Допускается установка монитора огнемета за счет снятия пулемета радиста.
2. Общая емкость двух резервуаров не менее 150 литров; резервуар, предназначенный для дымосмеси должен иметь емкость не менее 85 литров.
3. Резервуар для огнеметания должен быть расположен внутри машины, с возможностью использования его как запасного бака под горючее танка.
4. Резервуар для дымопуска и его жидкостной трубопровод должны быть расположены снаружи танка.
5. Конструкция ОДП должна позволять одновременную работу на огнеметание и дымопуск. Дымопуск производится только из внешнего резервуара; при работе ОДП только на огнеметание должны использоваться оба резервуара.
6. Максимальный боевой вес ОДП не должен превышать 900 кгр.
7. Наружная часть брандспойта, наружные трубопроводы и дымовой резервуар должны быть забронированы от ружейно-пулеметного бронебойного огня калибра 7,62 мм со всех дистанций.
8. Броневая защита, резервуары, трубопроводы, воздушные баллоны и наружная часть брандспойта должны быть съемными. Предусмотреть легкость монтажа и демонтажа ОДП.
9. Конструкция и расположение ОДП должны обеспечивать безопасность и удобство работы экипажа.
10. Управление боевой работой ОДП должно производиться изнутри танка, должно быть простым, надежным и удобным для обслуживания.
11. ОДП не должен выходить за габариты танка и ухудшать удобство наблюдения и обстрела.
12. Установка ОДП производится без переделки броневого корпуса. Допускается вырезка брони в месте установки монитора и вывода трубопровода для дымопуска. При снятии аппаратуры вырезы и отверстия в корпусе должны быть закрыты броней.
13. Расположение механизмов управления ОДП в танке не должно нарушать нормальной работы экипажа и ухудшать управление танком.
14. Монитор и распылитель должны быть обеспечены продувкой. Не допускается подтекание жидкости на корпус танка как горящей, так и не горящей.
15. Устройство и расположение горловин резервуаров должно обеспечивать удобство зарядки авторазливочной станцией и ручными насосами.
16. ОДП снабжается необходимыми контрольно-измерительными приборами (показателями наполнения резервуаров, редукторы, манометры и т.п.).
17. ОДП должен бесперебойно работать при кренах, спусках и подъемах. Остаток жидкости в каждом резервуаре, при горизонтальном положении танка, не должен превышать 1-1,5 литров.
18. Дегазация дымового резервуара и его коммуникаций должна производиться без разборки их.
19. Система жидкостной коммуникации должна быть герметична.
20. Должен быть обеспечен полный слив остатков жидкости из резервуаров и жидкостной коммуникации.
21. Обеспечить безопасный спуск давления сжатого воздуха из резервуаров, снаряженных жидкостью.
22. Предусмотреть установку на этом танке механизмов управления и сцепления танковой хим. прицепки по чертежам этой прицепки.
23. Количество 13-ти литровых баллонов - 4 шт. Для размещения воздушных баллонов допускается минимальное уменьшение количества снарядов и пулеметных патронов, но не более 10% боевого комплекта.