В дальнейшем, на основании выводов комиссии, специалистами бригады были намечены следующие пути решения выявленных проблем.
1. Упрощение конструкции литой башни путем придания ей как можно более простой формы с плавными переходами в местах сопряжения корпуса с обечайкой.
2. Изменение технологии формовки, сборки и заливки форм литой башни для получения здоровой отливки и равномерной толщины в пределах допуска на всех участках литой конструкции.
3. Изменение технологии термической обработки литой башни путем замены закалки под душем, как не оправдавшей себя, на закалку в водяном баке.
Как показало время, эти мероприятия оказались верными и целесообразными. В дальнейшем они легли в основу разработанной бригадой технологии массового производства литых башен.
Необходимо отметить, что кроме работ по литой башне, в апреле 1940 г. изучалась возможность изготовления методом литья носовой части корпуса Т-34. Вариант комбинированного носового узла, исследуемый специалистами бригады, был спроектирован в середине апреля 1940 г. силами КБ завода №183. Он состоял из трех деталей, две из которых (верхняя и нижняя лобовые детали) являлись прямолинейными катаными листами высокой твердости, а одна деталь (балка) — литой, имевшей V-образное сечение, с углом раствора 60°.
Также в конце апреля бригада совместно с конструкторами завода №183 занималась проектированием цельнолитого заднего моста, объединявшего в себе нижнюю кормовую деталь и защиту картеров бортовых передач. Но существенных результатов как по носовому узлу, так и по кормовому в апреле достигнуто не было.
Как уже отмечалось, весной 1940 г. КБ завода № 183, не дожидаясь окончания войсковых испытаний двух опытных Т-34, приступило к проведению мероприятий, связанных с улучшением боевых и эксплуатационных качеств танка. Эти работы велись на основании промежуточных отчетов и требований комиссии по войсковым испытаниям. Одним из наиболее существенных конструктивных недостатков опытных танков Т-34, выявленных военными в процессе войсковых испытаний, являлась тесная башня, не позволявшая эффективно работать с вооружением, боеукладкой, приборами наведения и наблюдения. Также не был решен вопрос с радиосвязью.
На протяжении марта-апреля 1940 г. вопрос о расширении башни оставался открытым: АБТУ постоянно требовало существенного увеличения внутреннего объема башни, а руководство завода №183, в свою очередь, считало эти требования неправомерными, так как диаметр погона башни был задан в тактико-технических требованиях на разработку машины, и этот пункт завод выполнил.
Конструкторы завода № 183 предлагали расширить башню в зоне расположения экипажа не более чем на 160 мм по диаметру, без изменения погона, корпуса и наклона брони. Всякое большее расширение башни, по мнению КБ 520, было возможно только при увеличении диаметра погона башни, что, в свою очередь, приводило к существенным изменениям конструкции корпуса и всего танка в целом. И если этот вопрос в марте с 1940 г. рассматривался конструкторами завода №183 чисто теоретически, то опытные работы по переносу радиостанции из башни в корпус танка уже начались. Такая поспешность была связана с тем, что при разработке машины завод не выполнил пункт ТТТ о размещении радиостанции в корпусе машины, установив радиостанцию 71 -ТК-3 в и без того тесной башне. АБТУ настоятельно требовало произвести установку радиооборудования в соответствии с ранее утвержденными ТТТ.
Но прежде чем остановиться на вопросе установки 71-ТК-3 в танке Т-34, рассмотрим, что представляла собой эта радиостанция.
71-ТК-3 являлась модернизацией снятой с производства радиостанции 71-ТК-1 образца 1930 г. и выпускалась заводом №203 НКАП в двух вариантах:
- для установки на танках с 12-вольтовым электрооборудованием — с умформерным питанием приемника;
- для установки на танках и бронеавтомобилях с 6-вольтовым электрооборудованием - с батарейным вариантом питания приемника.
Принципиальная схема радиостанции 71-ТК-3 с умформерным
питанием на 12 В.