Оглавление

HrnFrs34102.jpgHrnFrs34103.jpg
HrnFrs34104.jpgHrnFrs34105.jpg
HrnFrs34106.jpgHrnFrs34107.jpgHrnFrs34108.jpg

Лист крыши над мотором (деталь 34.30.849), утвержденный на установочную серию.

Таким образом, для производства установочной серии были выбраны технические решения, реализованные в конструкции корпуса и башни опытного танка Т-34 №2 (лобовой лист с люком-лазом для водителя, усиленное соединение бронелистов башни, а также конструкция кормы). В ходе совещания представители АБТУ выдвинули ряд дополнительных требований по внесению изменений в конструкцию корпуса и башни. Заводу №183 предлагалось увеличить толщину некоторых листов, а именно: крыши башни — с 15 до 20 мм, задней части крыши корпуса — с 16 до 20 мм, экранов крыши над моторным отделением — с 16 до 20 мм, переднего листа днища — с 16 до 20 мм, заднего листа днища — с 13 до 16 мм и крышки люка водителя — с 45 до 50 мм. Кроме того, военные потребовали обеспечить снарядостойкость люка водителя путем создания более надежной опоры для его крышки. В особом мнении к протоколу совещания главный конструктор М.И. Кошкин заметил, что требование увеличить диаметр башни неправомерно, так как диаметр погона был утвержден АБТУ заранее, а изменение его в сторону увеличения приведет к серьезным переделкам всей конструкции машины.

Параллельно, с начала марта на Мариупольском заводе совместно с конструкторами завода №183 начался процесс согласования чертежей бронедеталей корпуса и башни (29, 30 и 31 группы). Как и следовало ожидать, основные разногласия между инженерами Мариупольского завода и завода №183 возникли по наиболее трудоемким деталям корпуса Т-34. Мариупольский завод, как производитель бронедеталей, естественно, был заинтересован в максимальном упрощении их конструкции, а также в увеличении допусков на готовые детали. Эти меры, по мнению инженеров и технологов Мариупольского завода, позволили бы наладить массовый выпуск брони на имеющемся в наличии оборудовании. Конструкторов завода №183, в свою очередь, в большей мере волновали не технологические проблемы предприятия-смежника, связанные с изготовлением отдельных деталей, а боевые и эксплуатационные качества нового танка в целом.

Позднее, после окончания Великой Отечественной войны, руководство завода №183 признавало, что первоначальное проектирование бронедеталей танка Т-34 происходило без учета производственных возможностей промышленности. Но вернемся к событиям марта 1940 г. На тот момент наиболее трудоемкими деталями, по мнению Мариупольского завода, являлись носовая деталь корпуса, крыша моторного отделения и нижняя кормовая деталь. Что касается носовой части корпуса, то изначально КБ завода №183 подготовило два варианта ее реализации. Первым вариантом являлся цельногнутый нос (деталь 34.29.001), причем перемычку над люком водителя с выштампованным надлобником спроектировали зацело с деталью. Вторым вариантом носовой части корпуса была разрезная конструкция, состоявшая из верхнего и нижнего лобовых листов (детали 34.29.002 и 34.29.003 соответственно), соединенных друг с другом при помощи стыковочной планки (деталь 34.29.004) и 29 гужонов. Второй вариант отсеялся на предварительном этапе и в дальнейшем не рассматривался, так как такая конструкция (особенно место расположения стыка лобовых листов) заметно ослабляла защиту машины.

Оглавление