7. Наркома Судостроительной Промышленности СССР тов. ТЕВОСЯНА
а) Организовать на заводе им. Ильича (г. Мариуполь) производство брони и подавать комплектно заводу № 183 для серии броню корпуса и башни.
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
ИТОГО: |
|
Броня комплектно |
50 |
150 |
200 |
400 |
(карандашом исправлено: 50 на 30, 150 на 130, 200 на 190, 400 на 350. - Прим. авт.)
б) Во изменение постановления КО № 163сс от22.10.37г. прекратить на заводе им. Ильича (г. Мариуполь) реконструкцию танковых цехов, а также строительство нового объекта №20 на машину А-7 и переключить реконструкцию их и строительство нового объекта на машину Т-34. Наркомсудпрому (т. ТЕВОСЯН) к 1-му июля с/г. предоставить проектные соображения по данному вопросу. Все затраты связанные с проектированием и подготовительными работами по объекту №20, а также по незаконченным работам реконструкции танковых цехов покрыть из резервного фонда Совнаркома.
в) Приступить с 1.6 с/г. на Кулебакском заводе к прокату заготовок погонов танков «Т-34» с поставкой в следующие сроки:
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
ИТОГО: |
|
Кольца погонов «Т-34» |
70 |
230 |
250 |
550 |
8. Наркома Химической Промышленности СССР тов. ДЕНИСОВА.
Организовать изготовление грузолент, а также других резиновых изделий, необходимых для танков Т-34 с подачей их заводу №183 в сроки:
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
ИТОГО: |
|
Грузошин 830X150 |
1100 |
4200 |
4700 |
10.000 |
Грузошин 504X112 |
260 |
800 |
940 |
2.000 |
9. Наркома Цветной металлургии СССР тов. САМОХВАЛОВА. Обеспечить к 1.6 с/г. изготовление на Кольчугинском заводе водяных радиаторов по чертежам завода №183.
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
ИТОГО: |
|
Уширенные «БТ-7М» |
1230 |
300 |
— |
1530 |
Нормальные «БТ-7» |
650 |
700 |
— |
1350 |
С эллиптическими трубками «Т-34» |
140 |
460 |
500 |
1100 |
10. Наркома электростанции и электропромышленности СССР тов. ПЕРВУХИНА.
а) Обеспечить завод № 183 необходимым кабелем и проводами для производства танков «Т-34» новых цехов в следующие сроки:
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
ИТОГО: |
|
Электропровод П.Р.П. |
114,6 км. |
34,5 км. |
27,5 км. |
176,6 км. |
Электропровод П.Р.Г. |
36,4 |
28,3 |
13,9 |
78,6 |
Электропровод П.Р. |
7,0 |
2,4 |
— |
9,4 |
Электропровод П.В.Л. |
1,8 |
— |
— |
1,8 |
а также электромоторами для кранов по заявке НКСМ в сроки, обеспечивающие реконструкцию цехов.
б) Выделить заводу им. Ильича (гор. Мариуполь) необходимое электрооборудование для установки 2000 тонного пресса.
11. Наркома Вооружения СССР тов. ВАННИКОВА.
а) Обеспечить завод №183 кубиками «5ХНМ» (Д-В1) в количестве 500 тонн, для изготовления штампов по производству деталей танков «Т-34».
12. Наркома Тяжелого Машиностроения СССР тов. МАЛЫШЕВА.
а) Поставлять до 1.10 с/г. заводу №183 пушки «Л-11» с новыми масками и шаровыми установками «ДТ» комплектно.
б) Разрешается выдать для изготовления штампов деталей «Т-34» кубики, находящиеся в настоящее время в мобзапасе завода №183.
IV. По фондам зарплаты № 183.
13. Председателю Госплана СССР тов. ВОЗНЕСЕНСКОМУ.
Предусмотреть отпуск заводу № 183 в 1940 году дополнительного фонда зарплаты для организации производства танков «Т-34» в размере 6,3 миллионов рублей.
V. Экономсовету при СНКСССР.
14. Снять с годовой программы завода им. Ильича (г. Мариуполь) и передать на другие заводы:
Судовой марганцевистой стали 4100 тонн.
Котельной стали 3850 тонн.
VI. Комиссии Советского Контроля СССР.
15. Проверить выполнение Постановления ЭКОСО при Совнаркоме Союза ССР от 23.7.39 г.за №6510/КО и за №1444/346 от 29.12.39 г. о приравнивании завода № 183 НКСМ по бесперебойному снабжению металлом, материалами и покупными изделиями к литерным оборонным заводам.
16. Предупредить народных комиссаров, что они несут персональную ответственность за обеспечение выпуска танков «Т-34»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ОБОРОНЫ СОЮЗА С.С.Р. (В.М.МОЛОТОВ). [5]
Как видно из текста документа, Комитет обороны придавал огромное значение увеличению выпуска танков Т-34 и был готов обеспечить всяческое содействие и поддержку, в том числе и финансовую, в деле организации и расширения танкового производства на заводе №183.
Но вернемся немного назад, к событиям марта 1940 г. Параллельно с проведением войсковых испытаний двух опытных образцов Т-34 работы по новому танку на предприятиях НКСМ и НКСП велись по трем основным и взаимосвязанным направлениям. Во-первых, это деятельность КБ завода №183 по разработке чертежей и технических условий на машины установочной серии и согласование их с АБТУ и предприятиями-смежниками. Вторым крайне важным направлением являлось проведение конструктивных мероприятий, связанных с улучшением боевых и эксплуатационных качеств танка. Данные работы велись на основании промежуточных отчетов и требований комиссии по войсковым испытаниям. При этом было решено улучшать конструкцию Т-34 постепенно, в процессе серийного производства, не тормозя изготовление машин установочной серии.
Может сложиться мнение, что правильнее было бы сначала устранить все выявленные комиссией недостатки в конструкции нового танка, а потом, на основании полученных заключений, вносить исправления в чертежи установочной серии и только после этого приступать непосредственно к производству. Но, как показало время, решение о запуске в серию «сырой», фактически недоработанной машины, с постепенным исправлением ее недостатков в процессе серийного производства оказалось верным, так как в конечном итоге позволило наладить массовый выпуск Т-34 в первом полугодии 1941 г. Третьим, не менее значимым направлением являлись работы по подготовке производства сначала к выпуску установочной серии, а затем и к массовому изготовлению танков Т-34 на заводах №183 и СТЗ.