В конце февраля на Мариупольском заводе было отлито четыре плавки стали МЗ-2 для танков Т-34 установочной серии, а также развернуты опытные работы, целью которых являлось увеличение вязкости стали путем оптимизации режима термообработки листов.
Помимо проблем, связанных с выбором марки стали для бронирования Т-34, для Мариупольского завода в начале 1940 г. не менее важным вопросом являлась сама возможность своевременно изготовить на имеющемся оборудовании комплекты бронедеталей для установочной серии в сроки, оговоренные в февральском Постановлении Комитета обороны «О специальном задании». В середине февраля начальник 7-го Главка B.C. Емельянов отправил на Мариупольский завод распоряжение о незамедлительном начале работ по изготовлению десяти комплектов деталей для корпусов и башен.
Секретно. 16/II/40 №625с
Директору Мариупольского завода им. Ильича
Тов. ГАРМАШЕВУ
Копия: Зам. Нач. АБТУ тов. ПУГАНОВУ Начальнику ГЛАВСПЕЦМАШ тов. СУРЕНЯН
В соответствии с решением Правительства, по принятию на вооружение новых типов танков, необходимо отработать технологию изготовления танковых корпусов Т-34.
Из присланного Вами в Главк материала видно, что на один комплект деталей корпуса Т-34 требуется 60 прессо-часов для штамповки и правки броневых листов и деталей. Самый простой расчет показывает, что при такой работе на прессах, организовать серийное производство машин в большом масштабе невозможно, т.к. требуется колоссальное количество прессов. При отработке технологии изготовления броневых деталей для машины Т-34, в первую очередь необходимо упростить работы по правке и штамповке путем максимального использования приспособлений и штампов.
Для отработки этой технологии немедленно приступите к изготовлению 10 комплектов бронедеталей для машины Т-34 и на это количество заключите договор с заводом № 183.
По договоренности с Начальником «ГЛАВСПЕЦМАША» тов. СУРЕНЯНОМ на Ваш завод будет командирован с 183-го завода конструктор, с которым необходимо будет проконсультировать все вопросы по допускам на правку отдельных деталей и отработать технологию изготовления каждой броневой детали.
Необходимо построить график изготовления этих корпусов с таким расчетом, чтобы не менее двух комплектов бронедеталей подать на завод №183 не позднее 20.III с.г., и поставку всех 10-ти корпусов закончить к 10.IV с.г.
Предлагаю разработать мероприятия, обеспечивающие изготовление корпусов в указанные сроки и сообщить в Главк график подачи.
Для поощрения рабочих и инженерно-технических работников цеха, занятых изготовлением броневых деталей машины Т-34 используйте премиальный фонд, переведенный Вам для этой цели.
НАЧАЛЬНИК 7-го ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НКСП ЕМЕЛЬЯНОВ. [6]
В качестве рекомендаций по оптимизации производства Мариупольскому заводу было предложено при изготовлении первых десяти комплектов брони максимально использовать приспособления и штампы, а также совместно с конструкторами завода №183 пересмотреть допуски на наиболее трудоемкие детали в сторону их увеличения. По мнению руководства главка, эти меры могли существенно разгрузить прессовое и правильное оборудование завода. Для ускорения разработки новых допусков на бронедетали B.C. Емельянов обратился в АБТУ с просьбой о выделении в помощь заводу сотрудников военной приемки.
Секретно. 16/II/40 № 626с
ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАЧАЛЬНИКА АБТУ РККА тов. ПУГАНОВУ
Со своей стороны прошу Вас дать указание Военпреду завода тов. ЗУХЕРУ помочь заводу отработать вместе с представителями завода №183 требования на допуска к отдельным деталям с таким расчетом, чтобы можно было создать технологию на изготовление не одной машины, а иметь возможность готовить эту машину в больших количествах.
Опыт изготовления 2-х комплектов броневых деталей этой машины показал, что на правку броневых листов, штамповку и правку броневых деталей расходуется чрезвычайно большое время на прессах и правильные пресса являются самым узким местом на заводе.
При пересмотре допусков на отдельные детали можно это время значительно сократить.
О Ваших указаниях военпреду прошу меня известить.
НАЧАЛЬНИК 7-го ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НКСП ЕМЕЛЬЯНОВ. [7]