Оглавление

Ответ АБТУ на это письмо с разъяснением текущих задач для Мариупольского завода последовал практически сразу:

11 января 1940 г. №69250сс

ВОЕНПРЕДУ НА МАРИУПОЛЬСКОМ ЗАВОДЕ тов. ЗУХЕР

Мною проверены все вопросы, указанные в Вашем письме 2сс и приняты соответствующие меры.

Основным вопросом в этих письмах Вы поднимали вопрос о подготовке производства Т-34 и в связи с этим внесения поправок в проект объекта №20 и реконструкции цеха №5.

Разъясняю Вам по существу вопроса, указанного в Вашем письме:

1.  Задержка с ответом на Ваши письма вышла потому, что до 13.12.39 г. не было решения правительства. В настоящее время это решение вышло и разослано руководящим организациям для реализации. 10-15 января с/г будет проведено совещание четырех Наркомов поданному вопросу. О решении вопроса по Мариупольскому заводу (внесение поправок в проект объекта №20 и реконструкции цеха №5) Вы будете поставлены в известность после проведения указанного совещания. Однако, независимо от этого, Вы должны принять меры по обеспечению развертывания изготовления головных корпусов Т-34, имеющимися в наличии производственными средствами.

2.  Задание на 1940 год следующее:

а) БТ с дизелем - 1000 шт.

б) Т-34 не менее 200 шт.

В связи с этим заданием в постановлении правительства №443 сказано, что завод им. Ильича должен обеспечить завод №183 поставкой брони в 1940 году по графику НКСМ, согласованного с ИКСП. Кроме того завод им. Ильича должен обеспечить бронедеталями ремзаводы промышленности, рембазы НКО в количестве потребном для выполнения плана за 1940 г. Таким образом для Вас теперь будет ясно, что на производство Маргосзавода становится новый корпус Т-34 и в 1940 году остается БТ. Руководящим материалом по данному вопросу для Вас будет график, полученный от завода № 183.

3. По стали марки ХЗ - программа испытаний утверждена, кроме того создана комиссия по испытаниям этой стали, по этим вопросам Вы были письменно извещены в начале января с/г.

6. По вопросу о награждении отличившихся работников Марзавода - это дело не стоит на месте, списки оформляются в высших инстанциях.

Пом. Начальника АБТУ Красной Армии Полковник Панфилов. [3]

В середине января 1940 г., как и предписывалось постановлением №443сс, в Москве состоялось совместное заседание руководства НКСМ, НКСП, НКЧМ и Госплана СССР, на котором были решены вопросы с выбором производственной базы для изготовления брони новых танков Т-34 и КВ. Как и предполагалось ранее, выпуск бронедеталей Т-34 был доверен Мариупольскому заводу им. Ильича.

Однако производственные мощности Мариупольского завода на тот момент не могли обеспечить массового выпуска бронедеталей больших толщин для танка Т-34. Главные затруднения в производстве вызывали узлы и детали, требовавшие гибки или штамповки на мощных прессах. Именно такие узлы и детали в наибольшей степени загружали основное для тяжелой брони оборудование завода - термическое хозяйство, гибовые пресса, правильные средства. В итоге, завод не мог обеспечить выпуск танковой брони в требуемом количестве без ущерба для корабельной программы.

По большому счету, путей выхода из этой затруднительной ситуации было всего два - это либо обеспечение Мариупольского завода всем недостающим оборудованием (в основном прессами и правильными вальцами) с одновременной реконструкцией существующего термического хозяйства, либо изменение конструкции основных бронедеталей корпуса и башни Т-34 с целью адаптации их к имеющимся возможностям предприятия. Поскольку реконструкция завода в отношении гибового оборудования и термического хозяйства являлась процессом чрезвычайно трудоемким и сложным, то добиться увеличения выпуска брони в требуемые сроки таким путем было практически невозможно. Следовательно, единственным приемлемым на тот момент вариантом стало радикальное изменение или упрощение технологического процесса изготовления сложных деталей и узлов броневых корпусов и, по возможности, устранение из процесса операций, связанных с гибкой или правкой на мощных прессах, необходимых для производства корабельной брони.

Для достижения указанной цели народный комиссар Судостроительной промышленности И.Ф. Тевосян поставил перед Научно-исследовательским броневым институтом (НИИ-48) и Мариупольским заводом им. Ильича задачу обеспечить возможность перевода наиболее трудоемких гнутых деталей танка Т-34 на броневое литье. Для проведения этих исследовательских работ в конце января 1940 г. из Ленинграда в Мариуполь откомандировали группу инженеров НИИ-48, а в начале февраля на Мариупольском заводе им. Ильича была сформирована совместная рабочая бригада из прибывших специалистов НИИ-48 и работников завода им. Ильича в следующем составе:
-  руководитель бригады - начальник 8-го отдела НИИ-48 инженер П.О. Пашков;
- члены бригады: главный инженер Мариупольского завода - инженер B.C. Ниценко; начальник Мариупольского филиала НИИ-48 - инженер Н.В. Шмидт; начальник 6-го отдела НИИ-48 - инженер М.Я. Герасимов (термист); начальник литейного цеха Мариупольского завода - инженер Э.Г. Абрамсон; зам. начальника цеха №5 Мариупольского завода - инженер Г.Ф. Заседский; главный инженер Мариупольского филиала НИИ-48 - Г.И. Капырин; старший инженер НИИ-48 Б.К. Василевский (литейщик); старший инженер НИИ-48 А.П. Кофман (термист); инженер НИИ-48 Р.Г. Хмелевский (литейщик); инженер НИИ-48 В.В. Ардентов (специалист по сварке).

Оглавление