Тем временем работы по изготовлению опытных А-34 и подготовке производства на 1940 г. на заводах НКСМ и НКСП продолжались. В конце 1939 г. на Мариупольском заводе им. Ильича закончили два комплекта бронедеталей для опытных танков А-34, которые сразу же были отправлены на завод №183 для сборки.
Опыт изготовления этих бронедеталей показал, что штамповка и правка бронелистов занимала чрезвычайно много времени - около 60 прессо-часов на один комплект. Как выяснилось, наиболее трудоемкими оказались носовая деталь корпуса, а также лобовые и боковые детали башни. Несмотря на то, что в постановлении Комитета обороны №433 производитель бронедеталей для танка Т-34 на 1940 г. определен не был, руководство Мариупольского завода понимало, что на эту роль скорее всего будет выбрано именно их предприятие, и поэтому предприняло ряд мер.
Были проведены предварительные расчеты по задолженности оборудования под программу в 250 комплектов бронедеталей в год, которые показали, что на имеющемся оборудовании выполнить программу по Т-34 в 1940 г. при существующей конструкции бронедеталей практически невозможно. Руководство завода незамедлительно проинформировало об этом 7-е Главное управление НКСП, отвечавшее за изготовление танковой брони, приложив перечень недостающего оборудования.
Стоит заметить, что в конце 1930-х гг. Мариупольский завод им. Ильича был прежде всего заводом металлургическим, находившимся в ведомстве Наркомата судостроительной промышленности, и выполнение программы по танковой броне не являлось для него основной задачей. В начале 1939 г., в связи с увеличением заказов на бронедетали для танков БТ-7, Комитет обороны принял постановление №63сс о реконструкции на Мариупольском заводе цеха №5, занимавшегося изготовлением и механической обработкой бронедеталей для танков БТ, и о строительстве на заводе нового танкового цеха, получившего наименование «Объект 20».
Однако к концу 1939 г. работы по реконструкции и строительству цехов завершены не были. По различным причинам окончание строительных работ затягивалось на неопределенный срок. Осознавая важность сложившейся на заводе обстановки, старший военный представитель на Мариупольском заводе военинженер 2-го ранга Г.И. Зухер на протяжении декабря 1939 г. неоднократно обращался в АБТУ с просьбой добиться от НКСП ускорения строительства и реконструкции танковых цехов. В качестве примера приведем текст одного из писем:
20.12.39 №158 с/с
Военному Комиссару АБТУ РККА бригадному комиссару т. Куликову
Пом. Начальника АБТУ РККА полковнику Панфилову
Направляю проект письма на имя Наркома Судостроительной Промышленности, прошу подписать и направить.
Докладываю, что произведенными Заводом предварительными подсчетами установлено, что для обеспечения выполнения программы по А-34 на 1940 год необходимо установить дополнительное оборудование, а именно: горизонтально-расточных станков - 4; вертикально-расточных - 2; вертикально-фрезерных - 4; продольно-строгальных - 2; вальцов конических - 2; цилиндрических - 4-5. Особенно необходима установка пресса одного. Таковой имеется на Заводе, но намечается к использованию для осадки слитков; пресс новый, еще не установленный.
Это данные предварительных расчетов на программу в 250 шт. Но если Главк будет оперировать этими данными, что бы доказать невозможность выполнения программы, то прошу учесть, что все эти потребности несколько завышены, при установке хотя бы 50% этого оборудования с использованием имеющегося на Заводе, указанную выше программу безусловно можно выполнить.
Сейчас необходимо самым решительным образом ставить вопрос об ускорении работ по реконструкции цеха 5. Начальнику АБТУ в октябре был выслан директором Завода график окончания работ по реконструкции, но все указанные там сроки сорваны.
Из проекта письма на имя Наркома Судостроительной Промышленности ясно положение дел со стройкой.
В дополнение к моему письму №157 с/с сообщаю, что сегодня на Завод прибыл Зам. Нач. 7 Гл. Управления, который заявил, что в титуле строительства на 1940 год по Мариупольскому заводу окончание стройки танкового цеха (объект 20) - не предусмотрено.
Все это еще раз ставит вопрос об угрозе программе А-34 как на 1940, так и на 1941 год.
Приложение: Проект письма на имя НКСП.
Ст. Военпред АБТУ Военинженер 2 ранга Зухер. [1]
В приложенном проекте письма в НКСП содержались требования об ускорении строительных работ, а также о скорейшем обеспечении Мариупольского завода всем необходимым для танкового производства оборудованием. Несмотря на настойчивость старшего военпреда Г.И. Зухера, внесшего немалый вклад в дело освоения производства бронедеталей танка Т-34 в 1940-1941 гг., до конца 1939 г. вопросы, связанные с развертыванием программы по Т-34 на Мариупольском заводе, так и не были решены.
В конструкторском бюро завода № 183 продолжали доводить чертежи и другую конструкторскую документацию по двум опытным танкам Т-34, составлялись технические условия на сборку, сварку и приемку этих машин. В середине месяца опытный цех приступил к сборке одного из образцов.
В декабре 1939 г. состоялись два выезда догруженного А-32 №0367-7, в ходе которых были выяснены эксплуатационные возможности танка в зимний период. Данные испытаний были включены в отчет №066:
Дополнительные данные к отчету по испытанию танка А-32, догруженного до веса 24-х тонн:
1. В зимних условиях, по мерзлой грунтовой дороге, покрытой до 200 мм снегом, танк прошел 141 км.
2. Движение танка производилось со следующими средним скоростями: чистого движения - 29 км/ч; техническая - 28,3 км/ч; тактическая - 21,9 км/ч.
3. Расход ГСМ при этих условиях определился следующим:
На 1 час работы мотора: горючего - 52 литра, масла - 3,18 литра. На 1 км пройденного пути: горючего - 1,9 литра, масла - 0,12 литра.
4. Температурный режим мотора приведен ниже в таблице.
Характеристика пути |
Скорость чистого движения |
Средняя температура окружающего воздуха |
Температура в °С |
|||||
Максимальная |
Средняя |
|||||||
Воды |
Масла |
Воды |
Масла |
|||||
вход |
выход |
вход |
выход |
|||||
Мерзлый грунт покрыт до 200 мм снегом |
29 км/час |
-4,2° |
85 |
80 |
95 |
66,5 |
69,5 |
83 |
5. При преодолении подъемов танк показал следующие результаты:
а) подъем 18° длиною 42 метра танком преодолевается на 1-й и 2-й передачах.
б) подъем 21° танк в состоянии преодолеть на 1-й передаче на длине 10-ти метров, а на 2-й передаче на длине 13-ти метров. [2]
Полный перечень опытных работ, проведенных на заводе №183 в декабре 1939 г., приведен в сводке старшего военпреда Д.Г. Козырева:
СВОРКА ПО ОПЫТНЫМ РАБОТАМ ЗА ДЕКАБРЬ МЕСЯЦ 1939 г.
I. Конструкторское бюро:
а) Производились доработки чертежей по маш. А-34.
б) Велась доработка рабочих чертежей по маш. А-20, которая будет закончена в январе 1940 г.
в) Уточнялись и дорабатывались чертежи отдельных узлов вездехода (33 машины).
II. Механический цех и сборка.
1. Изготовление деталей и сборка агрегатов по машине А-34. В настоящее время состояние по этой машине следующее:
а) Корпус машины находится на сборке - проводится укладка тяг и приводов.
б) Большинство агрегатов трансмиссии и ходовой части собраны.
в) Задержка выпуска машины может произойти вследствие отсутствия погона и системы Л-11.
г) К прокрутке машина может быть готова 7-8 января 1940 г. Срок окончательной готовности машины будет зависеть от наличия вышеуказанных деталей.
2. Изготовление ряда деталей по машине А-20 которая должна быть восстановлена с усиленной трансмиссией - колесного хода в январе мес. 1940 г.
3. Изготовлялось ряд деталей и собирались агрегаты трактора «ВОРОШИЛОВЕЦ».
4. Приступили к изготовлению механического серво по маш. А-7М.
III. Опытный цех (540)
1. Производилось испытание гарантийной маш. А-7, отчет по которой будет написан в январе 1940 г.
2. Было два выезда на маш. А-32, догруженной до веса А-34, в условиях снежного покрова. В результате испытаний было выяснено, что машина в зимних условиях берет одинаковые подъемы с маш. А-7 (18°). При угле подъема 19° на первой передаче машина буксует, на второй передаче с разгона глохнет мотор.
3. Производились испытания отдельных опытных деталей и узлов установленных на маш. А-7.
Ст. Военпред АБТУ РККА Военинженер 2 ранга КОЗЫРЕВ Военпред АБТУ РККА Военинженер 3 ранга БАЙКОВ. [3]
Подводя итоги событиям 1939 г., связанным с танком Т-34, необходимо отметить следующие наиболее важные моменты:
- принятие на вооружение РККА танка Т-34;
- окончательное решение вопроса о выборе базы для его серийного выпуска в пользу завода №183 и СТЗ;
- принятие производственного плана на 1940 г., выраженного в количестве 220 машин.