Оглавление

HrnFrs34004.jpg HrnFrs34005.jpg HrnFrs34006.jpg

Общие виды танковой пушки Л-11. Маска пушки спроектирована без учета установки спаренного пулемета.

Как видно из текста документа, изначально Народный Комиссариат обороны планировал принять на вооружение РККА обе машины: А-20 в первоначальном виде, но с устранением указанных недостатков, и А-32 с увеличенной до 45 мм броневой защитой. При этом в данном варианте проекта постановления базой для серийного производства А-20 должен был стать завод №183, а для производства А-32 выбрали Сталинградский тракторный завод.

Однако такой вариант не совсем устраивал руководство завода №183, которое неоднократно на протяжении сентября обращалось в Главспецмаш (Главное управление специального машиностроения НКСМ, отвечавшее за танкостроение) и АБТУ с просьбой доверить производство А-32 с усиленным бронированием именно их предприятию, как разработчику нового танка. В качестве основного аргумента в пользу такого решения директор завода №183 Ю.Е. Максарев приводил то, что имеющиеся мощности позволяют в кратчайшие сроки (по сравнению с другими заводами) наладить массовый выпуск этой машины. Но при этом он настаивал на том, что одновременное освоение и массовый выпуск А-32 и А-20 на заводе в 1940 г. возможны лишь при условии освобождения завода от всех заданий, не связанных с данными машинами, в том числе и от программы по тракторам.

Руководство АБТУ прислушалось к доводам и частично поддержало инициативу завода №183. В подтверждение этого приведем рабочий вариант доклада начальника АБТУ Д.Г. Павлова на имя Народного Комиссара обороны К.Е. Ворошилова:

Докладываю, Директор завода № 183 тов. МАКСАРЕВ сообщил, что он имеет возможность, начиная с 1-го квартала 1940 года выпускать машину Т-32 в той компоновке, в какой она была представлена Вам, а со 2-го полугодия 1940 года эту же машину с броней в 45 мм.

Директор завода просит поставить именно эту машину (Т-32) на его заводе, как простую в производстве и могущую быть выпущенной с 45 мм. броней.

Установка на производство на завод № 183 машины Т-20 со всеми ведущими колесами оттянет выпуск машины в силу ее сложности.

Учитывая, что установка нового производства на СТЗ или другом заводе нового класса машины потребует 6-8 месяцев, Директор завода предлагает организовать производство обеих марок машин на своем заводе в количествах: Т-32 - 2500 шт. и Т-20 - 2500 шт. (по военному времени), но при условии снятия с завода всего не относящегося к танковому производству, в том числе и трактора ВОРОШИЛОВЕЦ с передачей последнего на производство на ЧТЗ в количестве 800 шт. в год, начиная с 1940 года.

Докладывая по существу вышеизложенного, считаю возможным на 1940 год с предложением Директора завода № 183 согласиться, одновременно развивая производство Т-32 на СТЗ.

Учитывая, что с освоением производства Т-32 с толщиной брони 45 мм. армия получает вполне качественную, быстроходную, экономичную машину весом не более 23-24 тн., которая будет непробиваема противотанковой артиллерией калибра 37 мм, считаю возможным от класса машин Т-26 с 1941 года, т.е. с момента массового серийного выпуска Т-32 на заводе СТЗ - отказаться, прекратив дальнейшее развитие выпуска Т-26, заменив полностью существующие марки машин новыми марками: Т-20 заменяет БТ, Т-32 - Т-26 и Т-28, а тяжелые машины типа «KB» с дизелем, и, если будут приняты «СМК» и «100», в РККА будут на вооружении как новый класс машин.

НАЧАЛЬНИК АБТУ РККА КОМКОР (Павлов)
 ВОЕННЫЙ КОМИССАР АБТУ БРИГАДНЫЙ КОМИССАР (Куликов)

На документе рукой Павлова сделана следующая надпись:

т. Куликов

Надо только придать стройность документу. Если Народный Комиссар спросит, почему расходится с проектом постановления, то доложите, что проект написан в соответствии с решением на смотре, но систему производства и вооружения на ближайшие 10 лет надо срочно осуществить эту. Д. Павлов. [3]

Оглавление