И если невольно пошла речь об основных танках Т-80 и Т-90, еще раз давайте объективно сравним МТУ этих машин по ряду основных параметров, наиболее полно характеризующих преимущества и недостатки.
Характеристики |
МТУ с ГТД-1250, танк Т-80У |
МТУ с ДД, танк Т-90С |
Примечание |
|
1 |
Номинальная мощность Ne (по ТУ), л.с. |
1250 |
1000 |
|
2 |
Мощность на ведущем колесе NK, л.с. |
960 |
650-700 |
Точные данные по Т-90 отсутствуют |
3 |
Объем МТО, м3 |
2,8 |
3,1 |
|
4 |
Объемная мощность, л.с./м3 |
340 |
210-226 |
|
5 |
Масса двигателя, кг |
1050 |
1020 |
|
6 |
Масса силовой установки без трансмиссии, кг |
1420 |
-2300 |
Для Т-72А с ДД В-84; точные данные по Т-90 отсутствуют |
7 |
Время подготовки МТУ к движению при низких температурах (-40°С) (при теплых АКБ), мин |
4-7; ГТД разрешается нагружать через 2 мин после запуска (при температуре масла выше +30°С) |
45-50; ДД разрешается нагружать после его прогрева до температуры воды и масла не ниже +55°С |
Для ДД В-84, на масле М-16 ИХП-3. На ДД В-92С2 обеспечивается (при -20°С) (холодный пуск). Количество холодных пусков за период гарантийной наработки - не более 20 |
8 |
Скорость движения, макс, км/ч |
70,0 |
60,0 |
|
9 |
Удельный расход топлива двигателем (по ТУ), г/л.с.ч |
225 |
170 |
|
10 |
Путевой расход топлива, л/км |
6,83* |
4,01* |
Для ГТД-1100 и ДД В-84 |
11 |
Путевой расход масла, л/100 км |
0,0-0,15" |
5,3-7,2" |
Для ГТД-1100 и ДД В-84 |
12 |
Диапазон изменения рабочей частоты вращения выходного вала двигателя, об./мин |
0-3150 |
1300-2000 |
|
13 |
Максимальный крутящий момент, кгс*м |
600 |
400 |
|
14 |
Коэффициент приспособляемости |
2,26 |
1,25 |
|
15 |
Число передач в КПП (вперед/назад) |
4/1 |
7/1 |
|
16 |
Время разгона с места до скорости: |
Для Т-80У с ГТД-1000ТФ; Для опытного Т-72 с В-92С2 («Рогатка»), без АПП; с АПП время - 10,0 и 38,6 соответственно |
||
- 30 км/ч, с |
7,6 |
10,6 |
||
- 60 км/ч, с |
34,5 |
40,1 |
||
17 |
Максимальная тормозная мощность двигателя, не менее, л.с. |
445 |
150 |
Для ДД В-84 |
18 |
Суммарная теплоотдача двигателя (в воду и масло) на режиме максимальной мощности, тыс.ккал/ч |
35 |
360 (280 на режиме максимального крутящего момента) |
У ГТД водяная система охлаждения отсутствует |
19 |
Максимальный расход охлаждающего воздуха, кг/с |
2 |
10,0-12,0 |
Точные данные по Т-90 отсутствуют |
20 |
Максимальный расход воздуха двигателя, кг/с |
4,4 |
1,2 |
|
21 |
Допустимый коэффициент пропуска пыли воздухоочистителем |
2,0% |
0,2% |
|
22 |
Суммарная площадь ослабленных зон на крыше МТО из-за наличия жалюзи, м3 |
0,52 |
1,07 |
|
23 |
Трудоемкость замены силовой установки (моноблока), ч |
4-5 |
20-26 |
Для ДД В-84 |
24 |
Применяемые топлива |
Диз. топливо вид 1, топливо РТ, топливо ТС-1, ТС-2, диз. топливо вид 2, бензин А-76 (не более 50 ч) |
Диз. топливо вид 1, топливо ТС-1, ТС-2, диз. топливо вид 2 |
При работе на топливе ТС у ДД возможна потеря мощности до 15%, у ГТД от вида основного и дублирующего топлив не зависит. ДД на топливах ТС-1 и ТС-2 разрешается работать не более 100 ч |
25 |
Возможность работы на смесях топлив |
Допускается смешение основных, дублирующих и резервных топлив в любой пропорции без потери мощности |
Допускается работа на смесях дизельного топлива и топлив ТС-1 и ТС-2, при настройке ТНВД в положение «Д» - не более 100 ч |
При работе на смесях мощность ДД снижается на 15%. В условиях сильной запыленности, южнее 45° северной широты, разрешается работа ГТД только на керосине - не более 300 ч |
26 |
Применяемые жидкости в системе охлаждения двигателя |
Не применяются. У ГТД водяная система охлаждения отсутствует |
Летом - специально приготовленная чистая, мягкая вода. Зимой -низкозамерзающая жидкость «40» или «65» |
С обязательной заменой при сезонном обслуживании |
27 |
Максимально допустимая продолжительность работы двигателя на стояночном режиме (для ГТД на режиме малого газа), ч:
|
Возможно без ограничений на топливах РТ и ТС. При работе на диз. топливе через каждые 5 ч необходимо проработать на макс. режиме 5 мин. |
Возможно при выполнении следующих условий: температура охл. жидкости и масла должна быть не ниже 70-100°С |
После работы необходимо нагрузить ДД пробегом танка с макс, скоростью в течение 20-30 мин. При нарушении указанных условий у ДД происходит осмоление поршневых колец и, как следствие, - потеря мощности и повышенный расход масла |
28 |
Допустимые углы наклона: |
ГТД допускает кратковременную работу при кренах и дифферентах до 40% |
||
- крен |
32° |
30° |
||
- дифферент |
32° |
30° |
||
29 |
Восстановление работоспособности двигателя после затопления, глубина брода, без подготовки, м |
Для восстановления работоспособности достаточно заменить масло, 1,8 |
Восстановление работоспособности без отправки двигателя в ремонт невозможно, 1,2 |
Практически применялось для ГТД на КВИ |
30 |
Сохранение работоспособности МТУ при попадании напалма на жалюзи |
На работоспособность не влияет |
Не обеспечивается. Возникает пожар в МТО |
|
31 |
Номенклатура ЗИП |
ЗИП-О - 24 ед. ЗИП-Г-19 ед. |
ЗИП-О - 40 ед. ЗИП-Г - 75 ед. |
Для ДД В-84 |
32 |
Гарантийная наработка, м/ч |
500 |
350 |
|
33 |
Ресурс до первого капитального ремонта, м/ч |
1000 |
700 |
* Результаты испытаний КИ-85/86 «Акация».
** По результатам КИ-83/84 «Тайга». Расход масла у ГТД практически отсутствует.