Оглавление

DeShwPz080.jpg DeShwPz081.jpg
Танк, собранный из двух разрушенных машин Тур 205/1 (корпус) и Тур 205/2 (башня) и установленный на специальной железнодорожной платформе перед отправкой в СССР. Лето 1945 г.
 DeShwPz082.jpg

Опытный образец танка «Мышь» Тур 205/1, обнаруженный на Куммерсдорфском полигоне, в ходе подготовки к эвакуации. Лето 1945 г.

Для исследований работы воздухоочистителей на полигоне служила пылевая камера, которая представляла собой удлиненное здание с насыпанным на пол большим слоем сухой пыли. В ходе испытаний танк входил с одного конца здания, проходил через пылевую камеру и выходил во двор, продолжая кольцевой путь. Наличие такой камеры позволяло проводить испытания в любое время года в условиях, соответствующих движению танка в колонне по пыльной дороге.

Испытания на износ, требующие большого пробега, осуществлялись не только по грунтовой дороге полигона, но и по прилегающим государственным дорогам (расположение полигона в сравнительно малонаселенном районе давало такую возможность). Отдельные трассы достигали протяженности 445 км и включали различные типы дорог (грунтовые и бетонные автострады).

В конце 1942 г. на полигоне в Куммерсдорфе началось строительство отдельного корпуса для тяжелых танков.

Таким образом, Куммерсдорфский полигон по своему оснащению специальными дорожными сооружениями являлся одним из лучших и позволял проводить всесторонние испытания бронетанковой техники. Наличие материалов по испытаниям большого количества танков различных конструкций (в том числе и противостоящих Германии стран) давало возможность делать вполне обоснованную сравнительную оценку того или иного танка.

Результаты ходовых испытаний танка «Мышь» показали, что сомнения в его способности преодолевать различные препятствия оказались необоснованными. По свидетельству сотрудника фирмы «Алкет» ведущего инженера Лаубе, отвечающего за монтаж танка, испытания показали хорошие результаты по проходимости, маневренности и управляемости.

Финал

При приближении советских войск из-за невозможности эвакуировать танки немцы предприняли попытку их уничтожить. После капитуляции Германии подразделения Красной Армии обнаружили на территории Куммерсдорфского полигона обе машины. Тур 205/1 с нагрузочной башней находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона, а Тур 205/2 — на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был частично разрушен корпус. Предварительный осмотр и изучение обнаруженных машин на месте, выполненные отделом А. П. Покровского2, выявили наличие конструктивных особенностей — применение электротрансмиссии и спаренной установки пушек: крупного калибра (128 мм) и калибра 76 мм.


2 Андрей Павлович Покровский (19 ноября 1902 г.  - 3 октября 1976 г.), окончил Киевский машиностроительный институт в 1929 г. За период работы в Украинском научно-исследовательском авиадизельном институте(УНИАДИ, г. Харьков, 1931-1939 гг.) прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника испытательной станции. Принимал непосредственное участие в разработке, испытаниях, доводке и постановке на серийное производство дизельного двигателя В-2. В 1939 г. был направлен на Ленинградский Кировский завод для оказания помощи по внедрению указанного двигателя на тяжелом танке КВ.

С1941 г.- заместитель главного конструктора по моторостроению Челябинского Кировского завода. В 1942 г. откомандирован в Сталинград, а затем на 1-й Украинский фронт для организации ремонта двигателей и танков непосредственно в воинских частях и обучения личного состава.

В период 1945-1948 гг. в звании инженера-подполковника назначен начальником технического отдела при Управлении науки и техники советской администрации в Германии. Собранные и обобщенные под его руководством материалы способствовали развитию научных исследований в области бронетанковой техники в СССР.

После завершения работы в Германии в качестве начальника моторного отдела ВНИИ-100 (ВНИИТрансМаш) внес большой вклад в совершенствование узлов моторных установок. За заслуги в создании и развитии двигателей боевых бронированных машин награжден орденами Красной Звезды (1942 г.), Трудового Красного Знамени (1945 г.), удостоен звания лауреата Сталинской премии СССР III степени (1951 г).

DeShwPz083.jpg

А.П. Покровский.

Оглавление