Оглавление

Позже либеральная английская и американская пресса подхватила эти фантазии и раздула их. Неизвестный английский карикатурист из лондонского журнала Motor, очевидно под впечатлением заметок из российской прессы, нарисовал «подвижную крепость, пугавшую своим чудовищным видом прохожих», подписав свое творение: «Современная цивилизация в России. До чего дошла современная жизнь в России. Новый автомобиль правительства можно увидеть на Невском проспекте в виде бронированного крейсера, с пушкой в башне». Английский художник обладал большой фантазией - ему действительно удалось изобразить бронеавтомобиль, похожий на боевой корабль. Американский журнал Popular Mechanics незамедлительно перепечатал этот рисунок и сообщил, что «российские власти демонстрируют его на улицах города для устрашения народа».

Так очевидные глупости, вышедшие из-под пера либеральных российских журналистов, перекочевали даже на страницы специализированных технических изданий Англии и Америки. Чем не типичный пример антироссийской пропаганды на всех возможных уровнях? Такие публикации послужили советским историкам отличной базой для дальнейшего развития этого мифа.

Другие историки пытались доказать, что Накашидзе первым в мире сконструировал бронированный автомобиль. Ему прощали принадлежность к аристократии и заносили в списки настоящих патриотов России, не замечая его личного коммерческого интереса. «Князь-патриот» якобы всей душой радел за моторизацию армии и всеми силами боролся с бюрократизмом царских чиновников и косностью армейских начальников, не оценивших его талант и старания. «Зарубили на корню» недальновидные начальники новаторский проект и лишили Россию возможности стать первой армией в мире, вооруженной броневиками.

BraShGzV021.jpg

Политическая карикатура на «бронированный крейсер», использовавшийся якобы для «устрашения народа», тиражировалась в англоязычной технической периодике. 1906 г.

При этом никто не задумался над тем, почему до начала Первой мировой войны ни одна армия в мире не решалась формировать броневые части? «Большая советская энциклопедия» в 1951 г. применительно к России давала на это однозначный и безапелляционный ответ: «[...] общая экономическая отсталость царской России, косность и консерватизм царского самодержавия и военного руководства [...]». Но даже если принять тезисы о безнадежной отсталости Российской Империи, невольно возникает ряд вопросов.

Почему промышленно развитые страны Европы также не вооружали свои войска бронеавтомобилями, ограничиваясь, как и Россия, лишь робкими опытами?

Почему даже «германские империалисты, стремившиеся к переделу карты мира», не воспользовались возможностью вооружиться боевой техникой?

Почему во всех странах Европы инициатива постройки и принятия на вооружение бронированных машин исходила не из военных кругов, а от частных предпринимателей?

Можно найти множество ответов на эти вопросы, но главная причина нерешительности военных — не было нужды тратить огромные средства на оснащение армий бронеавтомобилями в мирное время. Тем более что все разработки отличались теми или иными недостатками: новое оружие находилось еще в начальной стадии развития. Создание бронеавтомобиля — это очень сложная инженерная задача, решение которой проходит через множество этапов, тернистым путем проб и ошибок. Политика же вкупе с идеологией и коммерцией нередко играет самую пагубную роль в разрешении чисто инженерно-технических проблем. История техники полна такими примерами. Анализируя раннюю историю бронированных автомобилей, можно сделать вывод, что конструкторы, изготовители и торговцы броневиками преследовали в первую очередь коммерческие цели, умело прикрывая их патриотическими лозунгами. И князь Накашидзе в их ряду не был исключением: скорее наоборот — являлся одним из самых активных дельцов из тех, кто стремился сколотить капитал на военных поставках, не гнушаясь при этом авантюрных методов.

BraShGzV022.jpg

Бронеавтомобиль «ШЖВ» получил в свое время такую популярность, что неизвестный английский художник использовал его в качестве сюжета для пропагандистского рисунка, назвав «британским типом бронированного автомобиля». 1914 г.

История же наглядно показала, что несмотря на скептическое отношение Военного министерства к бронеавтомобилям в мирное время, именно Россия во время Первой мировой войны стала первой страной, сформировавшей бронеавтомобильные части, и применила новое оружие массово. В состав Русской Императорской армии с 1914 по 1917 г. поступило больше броневиков, чем во все остальные воюющие армии вместе взятые. Мало того — несмотря на то, что до войны в России не было изготовлено ни одного бронеавтомобиля, именно броневики русской конструкции и постройки по праву считаются одними из лучших периода Первой мировой войны. Как видим, и без «патриотического порыва» князя Накашидзе, возвеличенного советскими историками, броневое дело в нашей стране получило свое достойное развитие.

Использованы иллюстрации из российской и зарубежной периодики 1903-1915 гг., а также из коллекции С. Кирильца. Большую помощь в работе над статьей оказал Сергей Зыков.

Литература

Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили Русской армии 1906-1917.-М., 2000.

Гоголев Л Д. Бронемашины. — М., 1986.

Дубовской В. И. Автомобили и мотоциклы в России 1896-1917гг. -М., 1994.

Кирилец С. В., Канинский Г. Г. Автомобили Русской Императорской армии. — М., 2010.

Книга русской скорби. Издание Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. T.VIII. -СПб., 1911.

Коломиец М. В. Броня Русской армии. — М., 2008.

Накашидзе. М.А. Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России. — СПб., 1902.

Степной К. Современные средства броневых войск. - М., 1933.

DupouyA. Les engins blindes a roues. - Grenoble, 1999.

Fletcher D. British armoured cars in First world war. — London, 1987.

Icks R.J., CrowD. Encyclopedia of armoured cars. — London, 1976.

Kaufhold-Roll H., Die deutsche Radpanzer im Ersten Weltkrieg. - Osnabruck, 1996.

Oswald W. Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr. Stuttgart. - 1970.

Spielberger W.J. Gepanzerte Radfahrzeuge des Deutschen Heeres 1905-1945. - Stuttgart, 1974.

Zyrkiewicz (Furs) L Samochodypanceme. - Warszawa, 1928.

Оглавление