Оглавление

Часть VII

Франция

Франция приступила к созданию танков практически одновременно с Великобританией и лишь ненамного отстала от последней в начале организации массового производства танков и их боевого применения.

Первые французские танки появились на свет во многом благодаря упорству и энергии полковника (впоследствии генерала) Ж.Э. Эстьена (Estienne), получившего во Франции прозвание «отца танков». Осенью 1914 г. Эстьен, служивший начальником штаба 22-го артиллерийского полка, начал задумываться о создании боевой машины, способной продвигаться вместе с пехотой по полю боя. Он проявил незаурядную настойчивость в «пробивании» своих идей, сумев заручиться поддержкой главнокомандующего генерала Ж. Жоффра.

Первыми созданными во Франции танками были «Шнейдер» и «Сен-Шамон». Боевой дебют французских танков состоялся 17 апреля 1917 г., когда германские позиции в районе Берри-о-Бак были атакованы танками «Шнейдер» под командованием майора Боссю, однако атака оказалась неудачной. Неудовлетворенный качествами первых танков, генерал Эстьен обратился к известному промышленнику-автостроителю (и талантливому инженеру) Луи Рено с просьбой заняться созданием новой боевой машины — легкой, более совершенной и пригодной к массовому производству. И Луи Рено создал в короткий срок весьма удачный легкий танк, получивший наименование «Рено» FT-17. Именно он стал одной из выдающихся конструкций в истории танкостроения. Схема его компоновки до сих пор остается классической. В коллекции этот танк представлен двумя знаками: официальным нагрудным знаком классности механика-водителя танка (1) в виде силуэта «Рено» FT-17 с хвостом (размер знака — 63 мм, материал — патинированная бронза, крепление — пришиванием) и сувенирным серебренным знаком (2), на котором весьма подробно воспроизведен тот же танк, развернутый на три четверти; размер знака — 20 мм, крепление — булавкой.

BTVEMBL2023.jpg

Генерал Ж.Э. Эстьен, прозванный во Франции «отцом танков».

Серийный выпуск танков «Рено» FT-17 начался в сентябре 1917 г. Ко времени перемирия 11 ноября 1918 г. было изготовлено 3177 таких машин. Но несмотря на весьма высокую оценку этого танка, французы не стали использовать его изображение в качестве основы для эмблемы своих бронетанковых войск. Они посчитали, что лучшей эмблемой должно быть не изображение конкретного танка, а некий символ. И в январе 1917 г. таким символом, первой эмблемой французских танкистов, стала саламандра — мифологическое животное, похожее на ящерицу, не горящее в огне и источающее огонь (миф о саламандре занимает значительное место в исторической культуре Франции).

Надо сказать, что первые нагрудные знаки французских танкистов с изображением саламандры являются большой редкостью (их в коллекции, к сожалению, нет).

BTVEMBL2024.jpg BTVEMBL2025.jpg

Первые французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон».

«Отец танков» генерал Эстьен был неудовлетворен эмблемой «саламандра» (а она и не являлась официальной) , и под его руководством в сентябре 1917 г. лейтенант Ребо спроектировал другую эмблему — шлем рыцаря (шевалье), вид в профиль, с закрытым забралом, наложенный на скрещенные пушечные стволы (сокращенно «шлем и пушки»). Эта эмблема, утвержденная в 1917 г., практически без изменений применяется до настоящего времени. Она символизирует все три основных боевых свойств танков: огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность.

BTVEMBL2026.jpg BTVEMBL2027.jpg
Талантливый инженер и автопромышленник Луи Рено, создавший лучший танк Первой мировой войны FT-17, одну из наиболее выдающихся конструкций в истории танкостроения.  

Оглавление