Оглавление

В сборнике «То время уходит в историю» (Саров, ФГУП РФЯЦ + ВНИИЭФ, 2008) сообщается:

«27 февраля 1958 г. термоядерный заряд (по схеме РДС-37) для ракеты Р-12 был успешно испытан... 27 февраля также испытан экспериментальный двухступенчатый заряд с новой физической схемой («изделие 49») этого же класса мощности. Новый заряд выгодно отличался своей компактностью, был более мощным, легким и значительно меньших габаритов. Поэтому в дальнейшем работы по оснащению ракеты Р-12 велись уже с новым зарядом» (с. 56).

21 марта был испытан уже боевой вариант заряда для оснащения ракеты Р-12 и крылатых ракет П-5 и П-6 (с. 58).

... При испытаниях ракеты Р-12 был изготовлен габаритно-жесткостный макет заряда 44, который должен был устанавливаться в боевую часть ракеты при летных испытаниях. В марте 1958 г. разработка заряда 44 была прекращена, так как полигонные испытания его и экспериментального «изделия 49» - эталона зарядов второго поколения показал, что у 49-го габариты и вес меньше, а мощность больше. Однако летные испытания ракеты Р-12 проводились с использованием макетов заряда 44. На вооружение ракета поступила с зарядом типа «изделия 49» (с. 156).

В соответствии с данными первого тома книги «Ядерные испытания СССР» (Саров, ФГУП РФЯЦ+ ВНИИЭФ, 1997), мощность взрывов при упомянутых выше ядерных испытаниях 1958 г. составила:
- 23 февраля - 600 Кт;
(так в тексте - в цитате выше 27 и 27 февраля, в этот день действительно было два взрыва, а здесь - 23 и 27, прим. ВВС)
- 27 февраля - 300 Кт;
- 21 марта - 650 Кт.

Натурные взрывы термоядерных зарядов, предназначавшихся для Р-12, производились сбросом с самолетов в корпусах авиабомб.

С принятием Р-12 на вооружение процесс ее совершенствования не завершился. В своих мемуарах А. Веселовский утверждает, что «третья модификация боевой части с новым зарядом увеличенной мощности была проверена пусками в период с июня по июль 1960 г. В дальнейшем были осуществлены четвертая, пятая и шестая модернизации» (с. 94).

Как указывается в юбилейном издании КБ «Южное» «Призваны временем» (под ред. академика НАН Украины С.Н. Конюхова, Днепропетровск, 2004), в начале 1960-х гг. с использованием опыта работ по МБР для ракеты Р-12 создали более совершенную головную часть 8Ф126. Мощность заряда довели до 2,3 Мт.

8 сентября 1958 г. в ходе показа ракетной техники руководителям партии и правительства во главе с Н.С. Хрущевым на полигоне Капустин Яр (операция «Береза») наряду с ракетами Р-1, Р-2, Р-5М и Р-11 была продемонстрирована на земле и в полете янгелевская Р-12. Ее охарактеризовали как наиболее современный образец из представленных руководству.

Всего в ходе летных испытаний выполнили 24 пуска Р-12.

Положительные результаты проведенных в декабре 1958 г. контрольных испытаний первых серийных ракет легли в основу правительственного Постановления от 4 марта 1959 г. №238-106 «О принятии на вооружение ракеты Р-12». Это постановление подтверждало выполнение важнейшего требования по максимальной дальности — 2000 км, которая обеспечивалась при нормальных атмосферных условиях старта (температура — +15° С, давление — 760 мм рт.ст.). Минимальная дальность (800 км) несколько превышала первоначально заданную величину (500 км). Точность попаданий оценивалась для 90% пусков в ±5 км по дальности и ±4 км в боковом направлении. С учетом остальных 10% ракет эти показатели увеличивались до ±7 км и ±6 км соответственно. Применение ракет обеспечивалось в температурном диапазоне от -40 до +50° С при скорости ветра у земли до 15 м/с.

Вместе с ракетой 8К63 правительственным постановлением принималось на вооружение и множество агрегатов и средств наземного оборудования комплекса, позднее получившего наименование 8П863.

Транспортировка и подъем ракеты в вертикальное положение с размещением на стартовом столе 8У217 осуществлялись с помощью установщика 8У210, транспортной тележки 8Т115 и крана 8Т25. Головная часть монтировалась с использованием стыковочной машины 8Т318 и машины обогрева ГЧ 8Н217. Операции по заправке ракеты Р-12 компонентами топлива проводились с задействованием заправщика горючего 8Г112, автозаправщика окислителя 8Г113, цистерны окислителя 8Г131, подогревателя-заправщика перекиси водорода 8Г210, автомашины ЗИП двигательного отделения 8Т325, передвижного воздушного компрессора 8ГЗЗ, автоцистерны перекиси водорода 8Г11, подогревателя воздуха 9Г27, обмывочно-нейтрализационной машины 8Г311 и фотоэлектрического индикатора влажности 8Ш31.

Предстартовые проверки и подготовка к пуску проходили с использованием машин автономных испытаний 8Н112, горизонтальных испытаний 8Н113 и подготовки пуска 8Н213. Азимутальное ориентирование ракеты производилось в вертикальном положении с применением комплекта приборов прицеливания 8Ш14. При этом, как и на всех предыдущих изделиях, производился физический разворот ракет с ориентацией стабилизатором № 1 в сторону цели.

Электроснабжение при проведении этих операций осуществлялось с привлечением дизель-электростанций ЭСД-20-ВС/400 и ЭСД-50-ВС/400, агрегата электропреобразования 8Н214, комплекта приборов с кабелями №1 8Н215, комплекта приборов с кабелями №2 8Н216, машины с кабелями ТП 8Н218 и машины ЗИП электроснабжения 8Т332

Кроме того, в состав комплекса входили технологическая палатка 8Ю12, автомашина ЗИП стартового отделения 8Т330, автовышка 8Т118, машины приспособлений ТП 8Т310 и другие средства.

Приведенный перечень систем и агрегатов в какой-то мере дает представление о чрезвычайно сложном организме, именуемом примелькавшимся термином «ракетный комплекс», и косвенно характеризует еще явно недостаточный уровень мобильности этого оружия в 1950-1960-х гг., абсолютно несопоставимый с изумительными возможностями подвижных грунтовых стратегических комплексов семейств «Пионер», «Тополь» и «Ярс».

В конце 1950-х гг. планами работ ОКБ-586 предусматривалось создание ракеты Р-12М, оснащенной головной частью с усовершенствованным взрывателем «Вибратор», с заменой в аппаратуре системы управления электролитических интеграторов на гироинтеграторы, способные определять не только конечное, но и текущее значение скорости. При этом требовалось обеспечить более длительного пребывание изделия в заправленном состоянии. Однако с учетом перегруженности ОКБ-586 работами по более перспективным Р-14 и Р-16 создание Р-12М было прекращено по постановлению от 13 октября 1960 г.

По информации, опубликованной в «Энциклопедии отечественного ракетного оружия 1817—2002 гг.» (с. 469), велись также работы по оснащению Р-12 химической головной частью кассетного типа «Туман».

В 1958—1959 гг. прорабатывалась также возможность увеличения дальности до 3000 км за счет дооснащения ракеты типа Р-12 второй ступенью при сохранении заряда головной части. Стартовая масса ракеты возрастала до 48 т, а длина — до 26,5 м. К этому времени в ОКБ-586 уже успешно создавалась одноступенчатая ракета средней дальности Р-14, которая, несмотря на вдвое большую стартовую массу (87 т), была проще, дешевле по сравнению с двухступенчатой модификацией Р-12 и обеспечивала максимальную дальность около 4000 км при более мощной головной части.

Хотя эти исследования показали нецелесообразность продолжения работ по двухступенчатой Р-12 в военных целях, их результаты использовались позднее при создании двухступенчатого космического носителя 63С1 («Космос») на базе Р-12.

Королевское ОКБ-1 весной 1958 г. проявило инициативу, выразив готовность взяться за проектирование двухступенчатой ракеты сдельностью до 3500-4500 км с применением первой ступени от Р-12, но это предложение не получило поддержки военных. Не были реализованы и представленные в первой половине 1960-х гг. варианты комплекса для РВСН с использованием ракет Р-27 морского комплекса Д-5 с дальностью 2500 км, разработанных в СКБ-385 главного конструктора Макеева.

Серийное производство Р-12 на заводе №586 началось еще в ноябре 1958 г. До конца года там собрали 24 ракеты.

В июле 1959 г. ОКБ и завод №586 за разработку Р-12 были награждены орденом Ленина. В связи с этим в Днепропетровск прибыл лично Н.С. Хрущев. Он непосредственно удостоверился в обоснованности сделанного им заявления, что на одном из заводов у нас стратегические ракеты «выходят как сосиски из автомата». М.К. Янгель, B.C. Будник и Л.В. Смирнов удостоились высокого звания Героя Социалистического труда.

Оглавление