Оглавление

Колоссальная разрушительная мощь ядерных зарядов придавала особую остроту задаче обеспечения безопасности их применения при испытаниях, а если придется, то и в боевой обстановке. В авиации эти задачи решались традиционным способом. В те годы при испытаниях ядерного оружия пара истребителей с полным боекомплектом обязательно эскортировала самолет-носитель, следя за тем, что бы он летел именно на полигон, не сворачивая на другие направления. Приставить «конвоиров» к баллистической ракете было невозможно. Так что привести в исполнение «высшую меру» в случае «попытки к бегству» поручили самой ракете. При отклонении оси ракеты от заданного положения более чем на 7° срабатывала система аварийного прекращения работы — двигатель выключался. Работоспособность этой системы, впервые в отечественном ракетостроении примененной на Р-5М, подтвердилась в двух пусках ракет, конечно, не оснащенных настоящими ядерными зарядами.

Существенно изменились и наземные средства комплекса. Ранее для установки ракет в вертикальное положение, как и для «Фау-2», использовался транспортный лафет, несущий ракету на стреле, перед пуском поднимаемой наподобие ствола зенитки. Для исходной Р-5 применили установщик 8У211, отличавшийся от предназначенного для Р-2 аналогичного агрегата 8У24 в основном удлиненной на 2 м стрелой. Для стратегической Р-5М требовалось упростить и ускорить монтаж площадок обслуживания, что определило необходимость создания установщика 8У25 принципиально нового, портального типа. При этом, в отличие от ранее созданных комплексов, на установщике на марше перевозилась не ракета, а пусковой стол 8У212. После прибытия на позицию портал поднимался в вертикальное положение. Пусковой стол опускался на грунт, горизонтировался, после чего к нему пристыковывалась подъемно-транспортная тележка, на которой ракета доставлялась на стартовую позицию. Головная часть присоединялась к ракете. Далее тележка с закрепленной на ней ракетой поднималась в вертикальное положение при помощи полиспастной системы из множества тросов, блоков и лебедки.

BRR3R5009.jpg

Опытный установщик 8У220 для ракеты Р-5.

Ракета крепилась к установщику, после чего опустевшая тележка опускалась и увозилась.

Заправка производилась вытеснением компонентов топлива из емкостей наземных средств под давлением сжатых газов. После выполнения предстартовой подготовки отводился и установщик, а ракета оставалась стоять на пусковом столе. Связь с наземной аппаратурой поддерживалась через штепсельные разъемы на днище. Отметим, что для пуска Р-5М на стартовой позиции размещалось более полутора десятков машин и прицепов с различным оборудованием и компонентами топлива. Специально для Р-5 и Р-5М было разработано множество агрегатов наземного оборудования — машины автономных и горизонтальных испытаний 8Н811 и 8Н14 соответственно, автозаправщики горючего и окислителя 8Г119 и 8Г18 и многое другое. Кроме того, при проведении предстартовых операций с ракетой Р-5М использовались машины и агрегаты, ранее созданные для Р-2.

BRR3R5010.jpg BRR3R5011.jpg

Установка ракеты Р-5М на пусковой стол.

Установщик 8У25 для ракет Р-5М.

Оглавление