Тактико-технические характеристики 2С25 «Спрут-СД» |
|
Полная масса, т |
18 |
Экипаж, чел |
3 |
Авиатранспортирование |
самолетами типа Ил-76(М,МД),Ан-22 |
Высота на рабочем клиренсе, мм |
2720 (с датчиком ветра — 2980) |
Длина с пушкой вперед, мм |
9771 |
Длина по корпусу, мм |
7070 |
Ширина, мм |
3152 |
Клиренс, мм |
100-500 (рабочий —420) |
Вооружение |
|
пушка: |
|
- марка |
2А75 |
- калибр (мм), тип |
125, гладкоствольная |
- заряжание |
раздельное, автоматическое |
- скорострельность, выстр. /мин |
7 |
пулемет: |
|
- марка |
ПКТ(ПКТМ) |
- калибр, мм |
7,62 |
Углы наведения вооружения: |
|
- по горизонту |
360 ° |
- по вертикали вперед |
От -5° до +15 ° |
- по вертикали назад (на кор му) |
От -3° до +17° |
Боекомплект: |
|
- выстрелов к пушке |
40 (из них 22 - в автомате заряжания) |
- типы выстрелов |
осколочно-фугасный, кумулятивный, бронебойный подкалиберный, ПТУР 3УБК14 (запуск через ствол пушки) |
- патронов |
2000 |
Броневая защита: |
|
- лобовая |
от огня 12,7-мм пулеметов (в секторе ±40°) |
- круговая |
от огня 7,62-мм оружия |
Двигатель: |
|
- тип |
четырехтактный, 6-цилиндровый дизельный с газотурбинным турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения |
- марка |
2В-06-2С |
- мощность, л.с. (кВт) |
510 (375) |
Трансмиссия |
гидромеханическая, с гидрообъемным механизмом поворота |
Подвеска опорных катков |
индивидуальная пневматическая |
Гусеница |
стальная двухгребневая, цевочного зацепления, с последовательными резинометаллическими шарнирами |
Ширина трака основной гусеницы, мм |
380 |
Водоходный движитель, тип |
гидрореактивный |
Максимальная скорость, км/ч |
|
- по шоссе. |
70-71 |
-наплаву |
10 |
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч |
47-49 |
Запас хода: |
|
- по шоссе, км |
500 |
- по грунтовой дороге, км |
350 |
-наплаву, ч |
10 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,53 |
Первоначально планировалось десантирование с помощью парашютно-реактивных средств. Разработка, получившая обозначение П260, велась заводом «Универсал» (г. Москва) совместно с НИИ Парашютостроения (г. Москва, парашютная система) и НПО «Искра» (г. Пермь, пороховые ракетные двигатели). За основу вязли парашютно-реактивные средства П235, разработанные для десантирования БМП-3; в качестве базового ракетного блока рассматривался выпускавшийся НПО «Искра» тормозной ракетный двигатель, заимствованный из состава системы мягкой посадки спускаемого космического аппарата типа «Союз». Технический проект ПРС П260 для «Спрута-СД» был рассмотрен и защищен в 1986 г.
Хотя было изготовлено несколько опытных образцов ПРС и проведен полный цикл предварительных наземных испытаний, анализ работоспособности ПРС выявил большое количество недостатков, заключающихся, прежде всего, в сложности и громоздкости конструкции кассетного блока ПРД, высокой стоимости изготовления и сложности в эксплуатации. В процессе предварительных летных испытаний выявились проблемы в работе выбранной парашютной системы. Кроме того, ПРС требовали более высокой квалификации обслуживающего персонала. Да и сложившаяся в ходе «рыночных реформ» тяжелая экономическая ситуация в стране не позволяла обеспечить тормозными двигательными установками даже проведение испытаний средств П260.
В результате совместным решением ВВС, ВДВ и МКПК «Универсал» от 30 мая 1994 г. вариант ПРС отменили и утвердили разработку средств «Спрут-ПДС» в варианте многокупольной парашютной бесплатформенной системы с воздушной амортизацией, максимально унифицированной по принципам работы, узлам и комплектующим с серийными средствами десантирования ПБС-950 для БМД-3. Парашютный вариант средств десантирования «Спрут-ПДС» получил обозначение П260М. Отличия конструкции П260М от ПБС-950 обусловлены увеличением массы и габаритов самого объекта десантирования.
Основу средств П-260М составили 14-купольная парашютная система МКС-350-14М (на основе унифицированного блока с парашютом площадью 350 м2) с вытяжной парашютной системой ВПС-14 и воздушная амортизация принудительного наполнения с механическим блоком наддува (унифицирован с ПБС-950). Минимальную высоту десантирования пришлось увеличить с указанных в ТТЗ трехсот до четырехсот метров.
Тут снова проявился развал комплексной системы разработки объектов вооружения ВДВ, средств их десантирования и самолетов военно-транспортной авиации: к моменту принятия СПТП 2С25 «Спрут-СД» на вооружение средства П260М только проходили летно-конструкторские испытания, а модернизированный самолет Ил-76МД-90 — летные испытания.
Доработка конструкции 2С25 «Спрут-СД», сказавшаяся на внешних обводах машины, потребовала внесения изменений и в средства десантирования. На настоящий момент средства десантирования П260М в вариантах для десантирования «Объекта 952» и «Объекта 952А» доведены до этапа государственных испытаний.
Десантирование СПТП 2С25 «Спрут-СД» на средстве П260М. Купола парашютной системы МКС-350-14М полностью раскрыты, блок наддува производит наполнение воздухом амортизаторов. Лента гайдропа выпущена.
К особенностям П260М относятся отсутствие центрального узла (каретки для крепления груза к монорельсу закреплены непосредственно на корпусе машины) и введение гайдропной системы ориентации десантируемого объекта по направлению ветра. При этом роль гайдропа играет передняя каретка, отсоединяемая после выхода объекта из самолета при десантировании. Подвесная система включает автоотцепку с 12-секундным пирозамедлителем. Масса средств десантирования находится в пределах 1802-1902 кг, что обеспечивает полетную массу моногруза около 20000 кг.
Из самолета Ил-76 возможно десантирование одного объекта, из Ил-76М (МД) — двух. Высота десантирования над площадкой приземления — от 400 до 1500 м при скорости полета самолета по прибору 300-380 км/ч. Максимальные вертикальные перегрузки при приземлении — 15 g. Для быстрого приведения машины в боевую готовность после приземления служит система ускоренной расшвартовки. Без ее применения время освобождения машины от средств десантирования вручную на испытаниях не превышало 3 мин.
25 марта 2010 г. в рамках учений 76-й десантно-штурмовой дивизии на площадку приземления Кислово под Псковом в составе парашютного десанта в числе 14 единиц боевой техники были успешно десантированы СПТП 2С25 «Спрут-СД» и БМД-4М. 25 августа того же года проведены аналогичные сбрасывания «Спрут-СД» и БМД-4М на площадку приземления Будихино под г.Кострома.