Оглавление

СПЕЦИАЛЬНЫЕ, БРОНИРОВАННЫЕ, ТРАНСПОРТНЫЕ

Семен Федосеев

Фото автора, Р. Сорокина, а также корпорации «Защита»

Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита».

ArmTrAvt001.jpg
последующая поправка от редакции (прим. ВВС) - специальный бронированный автомобиль, выполненный на шасси КАМАЗ (6x6) специалистами ЗАО «АСТЕЙС» (г. Набережные Челны)

Проблемой защищенности транспортных машин военные и конструкторы озаботились достаточно давно. Можно вспомнить, например, что уже первая «бронемашина», нашедшая практическое применение, представляла собой бронированный дорожный поезд, с помощью которого британские войска пытались уменьшить уязвимость путей подвоза в ходе англо-бурской войны 1898—1902 гг. Впоследствии куда более важными стали вопросы количества транспортных машин, их грузоподъемности, маршевых скоростей, эксплуатационной надежности и т.д. Вернуться к вопросам бронезащиты заставил опыт локальных войн и контртеррористических операций последних десятилетий ХХ-го и начала XXI века, когда отсутствует определенная линия фронта, а диверсионные нападения на патрули и транспортные колонны становятся повседневной реальностью.

Защитить транспорт

В нашей стране уже в 1982—1985 гг. (в ходе войны в Афганистане) провели работы над навесным локальным бронированием для автомобилей «Урал» и КАМАЗ. Продолжить и расширить их потребовал опыт обеих контртеррористических операций в Чеченской республике. В странах НАТО всплеск интереса к бронированным транспортным машинам вызван опытом «миссий» в Югославии и агрессии против Афганистана и Ирака.

С другой стороны, опасность доставки даже гуманитарной помощи в зонах межнациональных конфликтов породила в 1990-е гг. требование ООН о бронировании используемых при этом грузовых машин.

Многими разработчиками и производителями наработан и реализован значительный опыт противопульной защиты кабины, кузова (при перевозке личного состава), а также систем двигателя транспортных машин различных классов. Между тем, одной из наиболее актуальных задач стала противоминная защита. Большинство нападений на транспортные колонны сопровождается подрывом автомобилей на минах и фугасах, после чего открывается огонь по остановившимся машинам. Потери личного состава от применения мин и самодельных взрывных устройств сопоставимы с потерями от обстрела из стрелкового оружия.

Интерес к противоминной защите транспортных средств рос по мере того, как приходилось сталкиваться с приемами «минной войны». Давно и хорошо известны южноафриканские машины повышенной противоминной защиты (типа MRAP) вроде машин семейств «Баффел» и «Касспир» с их высоко поднятым V-образным корпусом и далеко отнесенными колесами. Широко использовать подобные машины стали американские войска в Ираке: здесь на дорогах появились «Кайман» британской разработки, RG-31 и RG-33 — канадской, «МаксПро» — американской. Можно упомянуть еще британский «Мастиф» PPV, американо-израильский «Голан», австралийскую «Бушмастер Копперхэд» и др.

Номенклатура машин повышенной противоминной защиты расширяется, но в большинстве случаев речь идет о машинах на специально разработанных или существенно модифицированных шасси с соответствующей стоимостью производства и эксплуатации.

В то же время, не первый год ведутся работы по «локальной» (местной) и «капсульной» защите широко используемых в войсках обычных транспортных автомобилей повышенной проходимости. В нашей стране решением этой задачи занялся ряд конструкторских коллективов. При этом не стоит вопрос о превращении транспортной машины в «транспортно-боевую» с соответствующими параметрами защищенности и живучести. Как и вопрос защиты от подрыва на фугасе в 20—30 кг взрывчатого вещества, бронебойных пуль крупнокалиберных пулеметов, кумулятивной гранаты или ударного ядра. Более реально исходить из задачи сохранения жизни и боеспособности перевозимого личного состава при подрыве наиболее распространенных и широко применяемых типов мин и самодельных взрывных устройств и обстреле из легкого стрелкового оружия. Определенное преимущество может дать «маскировка» — сокрытие наличия защиты, затрудняющее противнику идентификацию защищенной транспортной машины и, соответственно, выбор средств поражения.

ArmTrAvt002.jpg ArmTrAvt003.jpg
ArmTrAvt005.jpg ArmTrAvt004.jpg

Общий вид и схема компоновки специального бронированного автомобиля СБА-60 на шасси КАМАЗ-5350 с бронекунгом противопульной и повышенной противоминной защиты (в варианте с кормовым и передним выходами) и бронированной кабиной.

Оглавление