Первый эскиз аэроглиссера-катамарана Ка-30В.
Раньше в нашей стране уже пытались приспособить аэросани для использования летом: их устанавливали на колеса — так они превращались в аэромобиль или на поплавки — получался глиссер. Поскольку аэросани преимущественно эксплуатировались на трассах по руслам рек, наиболее оптимальным считался вариант аэроглиссера. Попытки установить аэросани на поплавки еще в 1920-е гг. предприняли москвич Адлер и самарец Белокопытов. Адлер впервые в подобной практике провел натурные испытания поплавков буксировкой, прежде чем приступить к постройке летнего варианта аэросаней. Но выяснилось, что полученные экспериментальные данные неточны, потому работу свернули, а саму идею на долгое время спрятали под сукно. Белокопытов никаких экспериментов не производил, а полагался на интуицию, переставив на реданные поплавки имевшиеся в распоряжении аэросани. Его опыт оказался несколько более удачным — скорее из-за дерзости незнания, ведь конструктору было всего 15 лет. Установить серийные аэросани на поплавки, подобные примененным на гидросамолете, попытались вновь почти через 10 лет в Горьком. Аэроглиссер ГГАТ «бегал» летом 1934 г. по Оке и по Волге, но так и остался в одном экземпляре.
Таким образом, какого-либо возможного для прямого заимствования опыта инженеры ОКБ Н.И. Камова не имели, ведь им впервые в отечественной практике предстояло создать съемную серийную летнюю «обувь» для аэросаней. В этой связи ОКБ Н.И. Камова совместно с 12-й лабораторией ЦАГИ (ответственные исполнители — Кунахович, Мотылева, Сафонова и Лотов) организовали испытания моделей двухпоплавкого глиссера в гидроканале. На основании полученных результатов была разработана документация на модификацию Ка-30 — аэроглиссер-катамаран Ка-30В. Изготовили деревянные макетные поплавки, с которыми Ка-30В в октябре 1965 г. испытывался на Московском море. Полученные результаты подтвердили правильность всех параметров поплавков и соответствие экспериментальных данных модельным испытаниям в гидроканале. Доработка Ка-30В с деревянными макетными поплавками позволила отработать конструкцию серийных поплавков, чертежи на которые были утверждены в 1971 г.
Проект аэроглиссера Ка-30В. Первоначальная компоновка.
Аэроглиссер-катамаран Ка-30В.
Испытания аэроглиссера-катамарана Ка-30В на Московском море. Октябрь 1965 г.
Аэроглиссер-катамаран Ка-30В (проект).