На основании вышедшего в марте 1962 г. поручения Заместителя председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинова совместным решением ГКАТ, Госплана СССР и Совмина РСФСР было решено выпустить 34 аэросаней Ка-30 на заводе «Прогресс» вместо планировавшихся ранее «Север-2». Однако такое количество явно не покрывало потребностей народного хозяйства и специальных ведомств в вездеходном транспорте. В этой связи в августе 1963 г. Д.Ф. Устинов поручил ГКАТ и Госплану рассмотреть просьбу Министерства связи и изучить возможность внесения тематики аэросаней в план на 1964-1965 гг.
В итоге было выработано решение собрать в 1965 г. 20 аэросаней Ка-30 на заводе «Прогресс» сверх ранее утвержденной программы.
В1963 г. завод новые аэросани не производил, а осуществлял ремонт и модернизацию ранее изготовленных Ка-30 первой серии. После выхода поручения Устинова «Прогресс» начал готовить оснастку для серийного выпуска доработанных по результатам испытаний машин. Ка-30 первой серии во многом изготавливались индивидуально по обходной технологии: например, у них не были взаимозаменяемыми системы управления двигателем. При выполнении ряда операций преобладал крайне непроизводительный ручной труд.
Для серийных аэросаней 1964 и 1965 гг. требовалось подготовить и утвердить техническую документацию — чертежи, технологические карты, служебные записки и пр. Положение усугублялось тем, что в то время на заводе остро ощущался недостаток необходимого копировального оборудования. Так, вместо выпуска калек для дальнейшего синекопирования чертежи измененных деталей и узлов копировались в карандаше с белков на пергамин.
Надо сказать, что помимо плана выпуска модернизированных Ка-30, завод «Прогресс» имел обширную программу по народнохозяйственной и оборонной продукции. По открытому плану изготавливались стиральные машины и молокомеры, планеры А-15. В рамках выполнения оборонных заданий «Прогресс» выпускал ракеты П-15 разных вариантов и специальное оборудование для них. Кроме того, на 1964 г. была утверждена программа постройки десяти самолетов Ан-14. Однако, как значилось в объяснительной записке к годовому отчету, полученная «Прогрессом» техдокументация оценивалась как «непригодная для серийного производства». В результате в 1964 г. не выпустили ни одного самолета Ан-14, а из плана 1965 г. в 35 самолетов был собран только 21.
Адаптированную для серийного производства техническую документацию завод не мог самостоятельно пустить в работу без визы фирмы-разработчика. В то время ОКБ Н.И. Камова имело филиалы при серийных заводах. На филиале №1 в Ташкенте, где строился десантный винтокрыл Ка-22, трудился 51 человек, а на филиале №2 в Улан-Удэ, где велись работы по Ка-25, — 40 сотрудников КБ. Филиала при заводе «Прогресс» официально не имелось, и утверждавшие техническую документацию представители фирмы считались временно командированными.
Но, несмотря на объективные трудности, завод «Прогресс» с незначительным отставанием выполнял программу выпуска ракет и готовил серийное производство Ка-30.
В процессе серийного изготовления в конструкцию аэросаней Ка-30 было внесено 480 изменений и улучшений (в том числе и с учетом опыта эксплуатации), например: усилено кольцо моторамы, усовершенствована конструкция жалюзи капота и маслорадиатора и схема управления ими, отработана теплоизоляция кабины, изменена установка отопителей и других монтажей и систем, усилены ложементы крепления бензобака.
Ка-30 первой серии в ходе испытаний. На аэросанях установлены передние дюралевые и задние стальные лыжи. Передние амортизаторы — пружинные. Смонтированы три противотуманные фары. Двойные стекла кабины водителя закреплены металлическими накладками. Хорошо виден передний люк - отличительная черта ранних машин. На задних амортизаторах смонтирована опытная подножка. | Ка-30 позднего выпуска ДМЗ. Люк в передней части корпуса отсутствует. Передние стекла кабины — двойные. Изменено расположение осветительных приборов. Амортизаторы передних лыж — воздушно-масляные, усиленные пружиной. Лыжи — серийные, сварные, каркасной конструкции. Стоя на подножках задней лыжи, механик-водитель укрывает чехлом капот мотора. |