САУ 2С7 «Пион». |
САУ 2С7М «Малка» |
При разработке самоходной установки дальность стрельбы была установлена не менее 35 км, а скорость движения — не менее 50 км/ч. Размещение и обеспечение работы орудия высокой мощности потребовало соответствующих размеров корпуса и шасси, в результате САУ 2С7 «Пион» оказалась не только одной из самых мощных самоходных установок, но и самой крупной из современных серийных бронированных машин. Разработчикам пришлось решать немало трудных задач, чтобы обеспечить машине высокие ходовые качества и устойчивость при стрельбе. Но они были под силу конструкторам и артиллерийских систем, и самоходов с их богатым опытом.
Основные тактико-технические характеристики САУ 2С7 «Пион» |
|
Масса, т |
46,5 |
Калибр орудия, мм |
203,2 |
Углы наведения: |
|
- по вертикали |
0-60° |
- по горизонтали |
15° |
Максимальная дальность стрельбы, км |
37,5 |
Минимальная дальность стрельбы, км |
8,4 |
Масса осколочно-фугасного снаряда, кг |
110 |
Скорострельность, выстр./мин |
До 2,5 |
Кучность боя, вероятное отклонение при стрельбе |
|
на максимальную дальность |
1/264-4/513 |
Возимый боекомплект, выстр. |
8 |
Типы снарядов |
Фугасный, осколочно-фугасный, специальный |
Время перевода из походного положения в боевое, мин |
5 |
Расчет, чел. |
6 |
Мощность двигателя, л.с. |
780 |
Максимальная скорость хода, км/ч |
51 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
Угол преодолеваемого подъема |
25° |
Угол крена |
15° |
Глубина преодолеваемого брода, м |
1,2 |
Среднее удельное давление на фунт, кг/см2 |
0,78 |
Опытные конструкторы кировского КБ-3 Н.В. Курин, К.Н. Ильин, а также молодые специалисты А.И. Карабанов, В.Л.Лопаткин, А.А. Магденко, В.П. Яковлев, А.Г. Янсон, А.К. Колубалин блестяще решили задачу создания самоходной пушки нового поколения. В ходе работ родилось множество принципиально новых технических решений, характеризующих прогрессивные взгляды и качественные достижения в области конструирования мощных САУ. В частности, впервые в практике был спроектирован механизм заряжания, обеспечивающий проведение операции заряжания орудия без его приведения на фиксированный угол. При этом механизм заряжания обеспечивал перемещение снаряда на линию досылания без промежуточных перегрузок снаряда, а применение в нем автоматических гидравлических устройств существенно повысило надежность работы всего устройства.
Возможность вести стрельбу без выключения подрессоривания обеспечило сошниковое устройство и опускаемые на грунт направляющие колеса. Заглубление сошника производится без применения ручного труда и ускоряется за счет зубьев рыхлителей.
Запас динамической устойчивости пушки позволяет вести огонь прямой наводкой на заряде №3 без использования сошника, что очень важно при быстрой подготовке к стрельбе и при возимых боеприпасах. Полная подготовка к стрельбе с марша обеспечивается за 5—6 мин.
Впервые в отечественной практике корпус САУ выполнен из двухслойной брони с высокой прочностью и пуленепробиваемостью. Благодаря высокой механизации количество членов боевого расчета соответствует расчету орудий малого и среднего калибра. Члены боевого расчета располагаются в отделении управления в носовой части корпуса (вынесено за гусеничный обвод) и в среднем отделении, что позволило создать для них достаточно комфортные условия при движении машины.
В машине установлен автономный дизель-агрегат с генератором и гидронасосом, что позволяет обеспечить всю САУ необходимой энергетикой, сохраняя моторесурс ходового двигателя. Ходовая часть «Объекта 216» выполнена на основе узлов танка Т-80.
Пройдя обширные войсковые и государственные испытания, 2С7 «Пион» была принята на вооружения в 1976 г. Разработка САУ была удостоена Государственной премии, лауреатами которой стали, в том числе, и специалисты КБ-3 Кировского завода А.И. Карабанов и БЛ. Богданов.
От «Пиона» — к «Малке»
В дальнейшем САУ 2С7 «Пион» подвергалась модернизации, результатом которой стала усовершенствованная конструкция под названием «Малка» (еще одна традиция ГРАУ — шифры разработок давать по именам рек). Она поступила на вооружение в 1983 г. под индексом 2С7М.
Наиболее важные усовершенствования касались артиллерийской части - новые выстрелы со снарядами повышенного могущества действия, автоматический прием данных для стрельбы и уточненный расчет поправок, повысившие точность стрельбы. Особо следует подчеркнуть, что усовершенствованный механизм заряжания с автоматическим программным управлением позволил реализовать высокие скорости досылки и реверса и, главное, осуществлять заряжание при всех углах наведения. Впервые в мировой практике механизм заряжания был оснащен системой контроля досылки снаряда в автоматическом режиме. Усовершенствовано и шасси («Объект 216М»). В ходовой части подняли ресурс пробега до 10000 км. Усовершенствование приводов ленивца и сошника позволило опускать их на фунт без предварительного ослабления натяжения гусеничных лент. Появились встроенные системы регламентного контроля с автоматическим непрерывным действием. За счет применения двигателя В-84Б мощностью 840 л.с. существенно возросла подвижность машины. Таким образом, 2С7М «Малка» стала удовлетворять требованиям к перспективному вооружению на период до 2010 г., что официально признано Министерством обороны РФ.