Оглавление

2S4Krug038.jpg

На пути к принятию на вооружение

12 января 1963 г. Комиссия по военно-промышленным вопросам утвердила предложение ГРАУ и промышленности о проведении совместных летных испытаний «Круга» в два этапа: сначала с использованием ракеты с радиокомандной системой наведения, а затем с ГСН. Подобное разделение стало возможным благодаря тому, что проведенный анализ функционирования опытного образца СНР и динамики наведения ЗУР показал возможность достижения приемлемой точности перехвата цели с использованием только радиокомандной системы управления. В результате актуальность работ над самонаводящимся вариантом ракеты, которые по-прежнему отставали от планов, начала снижаться в пользу радиокомандного, аналогичного освоенному в ЗРК С-25, С-75 и С-125.

Председателем Государственной комиссии по совместным испытаниям ЗРК «Круг» был назначен А.Г. Бурыкин, техническими руководителями испытаний — В.П. Ефремов и Л.В. Люльев. Активное участие в работе комиссии приняли В.К. Бойченко, А.Ф. Лимасов, И.П. Жеребков и другие.

Испытания ЗРК велись с высокой интенсивностью: пуски ракет иногда выполнялись по несколько раз в неделю, а подготовка техники к следующим испытаниям велась даже ночью.

На начальном этапе совместных испытаний не задействовались аппаратура топопривязки и гирокомпас «Днепр». Естественно, что после первого же незахвата ответного сигнала ракеты широким лучом станции визирования возник вопрос о том, как ориентировать СНР и ПУ для исключения подобных сбоев. Решение было найдено опытным теоретиком и инженером В.Н. Епифановым, а его реализацию значительно облегчило наличие установленного на антенне СНР оптического визира, предназначавшегося для юстировки антенной системы и механических шкал положения вращающейся части СНР относительно продольной оси самохода. По согласованию с Л.В. Люльевым, аналогичный визир установили и на вращающейся части ПУ. Для определения угла курса была выведена формула, учитывавшая положение продольной оси самохода относительно сторон света. После этого при подготовке очередного пуска элементы ЗРК начали ориентировать по удаленной точке, а при плохой видимости осуществлять их взаимное визирование. После этого все пуски стали укладываться в допуски по угловым координатам.

2S4Krug039.jpg

В.Н. Епифанов.

Проблемы с захватом возникали и при отделении стартовых ускорителей от маршевой ступени из-за сопутствующих этому процессу флуктуации ответного сигнала, совпадавших по дальности с установкой строба захвата. Чтобы справиться с этим, В.П.Ефремов принял решение разнести по времени отделение ускорителей и процесс захвата за счет увеличения дальности захвата вводом задержки по времени в формирование строба широкого луча. Одновременно была увеличена и дальность установки строба РЛС ракетного канала, но замерить ее с помощью приборов при возможных задержках в трактах СНР и на борту ракеты не удавалось. Тогда дальность строба замерили непосредственно на местности и сравнили со средним значением дальности отделения ускорителей в процессе уже проведенных пусков. Это сделали с помощью вышки с бортовым ответчиком, после чего специалисты полигона совместно с разработчиками доработали соответствующую методику измерения.

В ходе совместных испытаний, продолжавшихся с февраля 1963 г. по июнь 1964 г., выполнили 41 пуск, причем в 24 из них ракеты находились в полной боевой комплектации. При этом были отмечены: четыре случая флаттера крыла, потребовавших введения противофлаттерных балансиров; три «бедных» срыва процесса горения, вызвавших необходимость доработки регулятора подачи топлива; шесть взрывов изопропилнитрата, исключить которые удалось совершенствованием топливной системы; два отказа радиовзрывателя — пришлось доработать его схему.

На завершающей стадии испытания проходили в основном успешно, и после их окончания летом 1964 г. Государственная комиссия рекомендовала комплекс «Круг» к принятию на вооружение. Вскоре элементы опытного образца ЗРК впервые представили руководству страны на показе военной техники, состоявшемся в подмосковной Кубинке.

Оглавление