ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ, НОСИВШИХ ИМЯ "ВАРЯГ"
Тендер "Варяг"
Место постройки — г. Плимут(?), Англия.
Приобретен князем Б. Д. Голицыным в 1847 г. Укомплектован — 1847 г. Водоизмещение — 107 т. Размеры: 22/28 х 3,5/5(7). Количество мачт — 1 (со стеньгой). Парусное вооружение: стаксель, грот гафельный, рейковый топсель и 1—2 кливера, иногда брифок. Вооружение: 2 пушки малого калибра. Экипаж: до 25 человек.
Тендер регулярно участвовал в парусных гонках на Балтийском море. В гонках 1847 года занял первое место. В следующем году — второе. Дальнейшая судьба тендера неизвестна.
Парусно-винтовой корвет "Варяг"
Место постройки — г. Улеаборг (ныне г. Уолу), Финляндия.
Заложен — 6.12.1860 г. Спущен—1.06.62. Укомплектован — 9.05.63. Строитель — кор. инж. Арцебулов/кор. инж. А. П. Торопов(?). Водоизмещение ном./станд.: 2144/2156 т. Размеры: 69,2/75 (макс.) х 12,06 х 4,92/5,85 (корм.).Механизмы: 1 вал, паровая машина (с фр. "Полкан"), 900 л. с, 11 узл. Парусное вооружение — фрегатское. Количество мачт — 3. Уголь: 270 т. Дальность — 2300 миль (10). Вооружение: 16—196(13), 1—196(15) (бомбич.), 2—87 (нарезные). Перевооружение в 1870: 8—196(15), 10-Эфунт., 2—87 (нарезные); 1873: 1—152 (нарез.), 8—87 (нарез.), 10-Эфунт., 2—4 фунт.; 1875: 5—152 (нарез.), 4—87 (нарез.). Экипаж: офиц. — 10, унтер-офиц. — 23, нижн. чин. — 286, (гардемар.—11).
Принял участие в американской экспедиции в 1863—67 гг. В составе эскадры вице-адмирала К. Н. Посьета в 1870 году совершил плавание Кронштадт—Архангельск—Новая Земля—Исландия—Кронштадт.
В ходе плаваний выявились различные недостатки в конструкции корвета. Из-за неудачного размещения опреснительных аппаратов у входа в крюйт-камеру в последних воздух постоянно был сырым. Размещение камбуза впереди дымовой трубы также было неудачно, так как паровые трубы, проходящие через провизионный отсек к опреснителям, создавали высокую температуру в отсеке и портили провизию. Мачты и рангоут корвета были тонковаты и гнулись, особенно брам-стеньги. Это заставляло убирать брам-стаксели и брам-брамсели, которые можно было бы нести при более толстом рангоуте. Якорные канаты также были тонки и 3 раза лопались. Стекла в светлом люке не выдерживали стрельбы даже холостыми зарядами.
Впоследствии до исключения из состава флота находился в составе судов Морского Училища. Исключен из списков флота 3.07.1886 г.
Паровой минный катер "Варяг"
Водоизмещение — 6 т. Размеры: 8 х 1,7 х 0,6.
Механизмы: 1 вал, паровая машина 5 л. с, 6 узл. Броня: машина и котел защищены метал, козырьком (1,5 мм) и мешками с углем. Вооружение: 2—4 шестовых мин., 1 мина заграждения. Экипаж: 5—8 человек.
Принял активное участие в боевых действиях в 1877—78 гг. в составе Дунайской флотилии.