В. Г. Крайнюков
О русских кораблестроителях петровской эпохи известно немного. Сведения эти скупы, отрывочны и связаны, главным образом, с именами и датами построенных кораблей.
В фондах ЦГАВМФ обнаружен послужной список1 в общем-то малоизвестного мастера, не оставившего, как считалось, заметного следа в истории кораблестроения. Однако найденные документы позволили изменить данную точку зрения и совершенно по иному оценить его творчество и личный вклад в создание ВМФ первой половины 18 века.
Трудовая биография И. Немцова началась в конце 17 века на севере России, в Архангельске, на Соломбальской верфи.2 С началом создания Приладожских верфей (1702 г.) и строительства на них первых судов для Балтийского флота его по указу Ф.М. Апраксина перевели в качестве корабельного подмастерья на Олонецкую верфь. Здесь он «исправлял один бомчустерскую должность» и участвовал с Выбе Геренсом в работах по строительству 28-пушечного фрегата «Штандарт». Трудолюбие Ивана, его деловитость и смекалка были замечены Петром I. Ему он и поручил строить в свое отсутствие спроектированную им 14-пушечную шняву «Мункер». Одновременно с ней на верфи по этому же проекту голландские мастера строили еще четыре судна: «Св. Иоаким», «Дегас», «Ямбург» и «Капорье», а затем в 1704-1705 гг. еще пять. Шнява, построенная Немцовым, оказалась удачной, о чем неоднократно отмечал вице-адмирал К.И. Крюйс да и сам Петр. Он любил «Мункер» и часто в летнюю навигацию держал на ней свой флаг.
Работа на царских кораблях совместно с талантливым голландским мастером Выбе Геренсом, стоявшим в одном ряду с лучшими английскими мастерами, многому научила Ивана и приблизила к Петру. С этого времени он становится корабельным подмастерьем при строительстве царских проектов.
Когда Ф. Скляеву в Воронеж понадобился толковый помощник для работ на строительстве 80-пушечного линейного корабля «Старый орел» (1701-1709 гг.) и 50-пушечного «Ластка» (1703-1709 гг.), спроектированных Петром I, то выбор пал на И. Немцова. Со Скляевым они проработали, начиная с 1705 г., пять лет, построив еще яхту и пакетбот.
В эти годы И. Немцов работает и самостоятельно. В 1706 г. строит по чертежам Петра I две яхты, в 1707 г. 12-пушечную тартану, выезжал вместе с О. Наем и корабельным подмастерьем Гендриком Янсаном в Тавров, где отбирает и готовит лес на корабельный набор двух линейных кораблей 80-и 60-пушечного рангов. В 1708 г. строит три 4-пушечные бригантины. После спуска в 1709 г. кораблей «Старый орел» и «Ластка» становится при них хранителем. Построенные в эти годы на верфи две 16-пушечные шнявы, названные, как и олонецкие, «Мункер» и «Лизет», нужно полагать также обязаны своим рождением мастеру.
Наступил 1711 г. Турция объявила России войну. Азовский флот усиленно готовился к летней кампании. Ранней весной И. Немцов спустил на воду и вооружил две 14-пушечные шнявы, «Дегас» и «Фалк», которые сразу же включили в состав действующего флота. Заложил три новые. Построил камели под 50-пушечную «Ластку» для перевода ее к Азову, присматривал за работой английского подмастерья Робинсона, строившего «малую» шняву. Прутская «конфузия» лишила Россию права иметь азовский флот. Ряд кораблей определили к слому, некоторые выгодно продали туркам, часть перевели «до лучших времен» на хранение в Тавровское Адмиралтейство. Здесь, в крепости, кораблестроительные работы продолжались еще несколько лет. Любопытная деталь: в эти годы имя И. Немцова фигурирует в деловых документах верфи наряду с Р. Козенцем и О. Наем как самостоятельного мастера. В 1712 г.он спускает три 4-пушечные бригантины, 20 больших грузом ботов и упомянутые выше три 16-пушечны шнявы. В 1713 г.Немцов руководит работами по тимберовке 80-пушечного корабля «Старый орел» и строит для разных грузовых операций 40 транспортных гребных судов.
1 - ЦГАВМФ, ф. 146, оп.1, д.32.
2 — Немцов вместе с Л. Верещагиным и Ф. Пальчиковым в 1702 г. работает на Саломбальской верфи.