Оглавление

«Буйный», имевший сильные повреждения в механизмах, передал командующего на «Бедовый», после чего был подготовлен к взрыву, но он не удался, и «Дмитрию Донскому» пришлось топить миноносец артиллерийским огнем, и хотя корабли стояли неподвижно на расстоянии менее полутора кабельтовых, только седьмой снаряд попал в «Буйный», после чего последний стал медленно погружаться. «Бедовый» в сопровождении «Грозного» взял курс на Владивосток, но у о Дажелет русские миноносцы были замечены с японских «истребителей» «Сазанами» и «Кагеро», которые сразу устремились в погоню. Русские же миноносцы продолжали идти под двумя котлами экономическим ходом. Японцы стали быстро их настигать. Увеличив ход, «Грозный» приблизился к «Бедовому», с которого последовало приказание идти во Владивосток. На вопрос командира «Грозного», почему не принять бой, ответа не последовало. Миноносцы продолжали идти рядом, причем, чтобы не оставлять «Бедовый», на «Грозном» пришлось также уменьшить ход. Неожиданно на «Бедовом» взвился флаг Красного Креста, и на мачте затрепыхалась белая салфетка. Одновременно японцы открыли огонь. Выяснять что-либо было уже поздно! «Грозный» прибавил ход, последнее, что видели с русского миноносца, как четырехтрубный истребитель («Сазанами») подошел к «Бедовому». Второй двухтрубный («Кагеро») устремился за «Грозным». На расстоянии 26 кабельтовых противники открыли огонь, вскоре расстояние сократилось до 14 кабельтовых. Несмотря на ряд попаданий, «Грозный» хода не потерял, и вскоре «Кагеро» прекратил погоню. Приведя миноносец в некоторый порядок, командир капитан 2 ранга К.К. Андржиевский, распорядился взять курс на Владивосток, решив идти экономическим ходом, однако вскоре на миноносце в результате длительного форсирования хода во время боя стал подходить к концу уголь. Пришлось сжечь в топках все деревянные вещи, как-то: рундуки, решетчатые люки и даже угольные мешки.

Почти без угля около 7 часов вечера 16 мая миноносец подошел к о. Аскольд, где был встречен кораблями Владивостокского отряда. В заключение своего донесения о бое командир миноносца «Грозный» К.К. Андржиевский писал: «Не могу не отдать должной справедливости г.г. офицерам, которые в течение трех суток, из коих двое почти под огнем неприятеля, совершенно без сна и почти без пищи, мужественно и хладнокровно распоряжались огнем и исправлением повреждений, ни на минуту не теряя самообладания. Машина ни на минуту не требовала остановки или уменьшения хода. Молодцы, команда выше всякой похвалы: безгранично преданы, самоотверженны, выносливы и храбры. Считаю своим долгом заявить, что нахожу всех в равной мере заслуживающими наивысшей похвалы и поощрения».

Миноносец «Бедовый» сдался японцам. 17 мая истребитель «Сазанами» и крейсер «Акаси» отконвоировали его в Сасебо. Чины штаба и командир миноносца «Бедовый» капитан 2 ранга Баранов объяснили сдачу тем, что жизнь раненого адмирала ценнее миноносца. Такое объяснение, по мнению МГШ, было постыдным и судом принято во внимание не было: сам адмирал Рожественский находился в полубесчувственном состоянии и распоряжаться чем-либо не мог.

Миноносец «Бравый», отстав с вечера от крейсера «Владимир Мономах», благополучно пробрался сквозь завесу из японских миноносцев и, несмотря на серьезные повреждения, полученные в дневном бою, когда он спасал команду погибавшего броненосца «Ослябя», снеся фок-мачту (один 6-дюймовый снаряд пробил палубу и котельный кожух, разорвавшись, вывел из строя два носовых котла, перебив главный паропровод, при этом девять матросов и лейтенант Нерике погибли и 4 матроса получили серьезные ранения), одиннадцатиузловым ходом решил пробиваться во Владивосток. «Для большей невидимости» на корабле срубили грот-мачту и перекрасили дымовые трубы в белый цвет. Ночью 16 мая на избитом миноносце в довершение всех несчастий лопнула трубка в третьем котле, после чего его скорость снизилась до 5 узлов. Вскоре подошел к концу уголь. Как и на «Грозном», в топку пришлось отправить все дерево, имевшееся на миноносце. При подходе к о. Аскольд на «Бравом» поставили грот-мачту и вошли в телеграфное сообщение с Владивостоком, откуда для встречи его вышел транспорт «Алеут».

Оглавление