Оглавление

17 марта эскадра пересекла экватор и стала подниматься на север. На следующий день сильно засвежело, а затем набежавшим шквалом на «Бодром» сломало стеньгу. Вовремя очередной угольной погрузки «Буйный» повредил себе носовой минный аппарат. 31 марта эскадра пришла в Камрангскую бухту. При этом миноносцы выполнили свое обычное траление мест стоянки, а по ночам приступили к несению «сторожевой службы». Согласно циркуляру по 2-й Тихоокеанской эскадре на дежурных миноносцах полагалось одну из труб при выходе в цепь окрашивать «известью, разведенной на воде», т.е. наносить марки, которые объявлялись ежедневно «при пароле». При приближении дежурного миноносца ночью к кораблям эскадры он, кроме позывных и освещения прожектором своего флага, должен был также освещать и эту «условно раскрашенную трубу».

С присоединением к эскадре отряда кораблей под командованием адмирала Н.И. Небогатова закончилось бесцельное и томительное скитание у берегов Аннама, и наступил последний заключительный период похода 2-й Тихоокеанской эскадры. Снова миноносцы шли на буксире у транспортов, и снова буксиры лопались. Опять начались изнурительные угольные погрузки. Несчастья продолжали преследовать корабли. 27 апреля «Грозный» столкнулся с  «Безупречным». Наконец приказом миноносцы получили инструкции для дальнейшего движения: при прохождении между группами японских островов от захода до восхода солнца миноносцам надлежало идти фронтом (1-е отделение - правый фланг, 2-е отделение - левый фланг, миноносец «Блестящий» - центр). Общее командование над миноносцами возлагалось на командира «Блестящего». Без крайней нужды миноносцам запрещалось приближаться ночью к эскадре. Если бы это все же потребовалось, то приближавшийся к эскадре миноносец должен был осветить «боевым фонарем» свой кормовой флаг, специально для этого поднятый, и, кроме того, делать опознавательные сигналы данного дня.

К Корейскому проливу миноносцы 2-й эскадры, по выражению участника похода капитана 2 ранга В.И. Семенова, прибыли «с сильно надорванными механизмами». Этим отчасти и объясняется то, что командующий эскадрой приказом N 243 вменил в обязанность миноносцам следить за флагманскими кораблями и в случае необходимости снять с них флагмана и штаб. Большего от такого незначительного количества миноносцев нельзя было и требовать. Девять русских миноносцев на ход сражения линейных сил никакого существенного влияния не оказали, да и не могли оказать. После дневного боя угольные ямы миноносцев были опорожнены более чем наполовину. Это заставило командиров миноносцев держаться крупных кораблей эскадры. После ночных атак, когда 2-я Тихоокеанская эскадра как организованная сила перестала существовать, миноносцы уже не рисковали покинуть корабли и самостоятельно следовать во Владивосток.

Утро 14 мая 1905 г. выдалось пасмурным, но уже в седьмом часу показалось солнце. К 12 часам эскадра легла на роковой курс норд-ост 23°. Миноносцы 1-го отделения держались справа от эскадры, наблюдая за флагманскими кораблями, к которым были приписаны. 2-е отделение шло в конце колонны транспортов. С началом боя миноносцы, стараясь держаться вблизи флагманских кораблей, оказались в зоне обстрела. Около 14 час 40 мин перевернулся «Ослябя» - первая жертва Цусимского боя. К месту его гибели сразу же устремились «Бравый», «Буйный» и «Быстрый», последний при этом упустил флагманский броненосец «Князь Суворов», за которым должен был неустанно следить. Миноносец «Бедовый», имевший то же назначение, метался вблизи кораблей эскадры: от места гибели «Осляби» до броненосца «Император Александр III». «Суворов» был замечен около шести часов вечера с миноносца «Буйный», который до этого занимался спасением ослябцев, приняв на борт 204 человека. К этому времени флагманский корабль русской эскадры, по образному выражению командира «Буйного» капитана 2 ранга Коломейцева, напоминал «жаровню вроде тех, что употребляются на юге для печения каштанов...». Под огнем неприятеля «Буйный» на сильной зыби подошел к наветренному борту броненосца. Каждую минуту хрупкий корпус миноносца могло раздавить о броню «Суворова». Этот отчаянный маневр принес «Буйному» и его командиру бессмертную славу. Адмирал З.П. Рожественский и флаг-офицер с частью штаба были приняты на миноносец. Придя в себя, адмирал понял свою неспособность командовать, и с миноносца был сделан сигнал о передаче полномочий контр-адмиралу Небогатову с приказанием идти во Владивосток. Это приказание продублировал «Безупречный».

Оглавление