Для подъема лодки решили подвести под ее корпус в четырех местах стальные полотенца, которые надо было соединить стропами с подъемными гинями «Коммуны».1
Подъем решили произвести ступенчатый, не опуская подъемных гаков под воду сначала с 32 до 20 м, и у дока, находившегося в Кронштадте, до вышины его порога. Подобный подъем гарантировал успех, так как соединение гаков с коушами стропов создавали большие трудности для водолазов, учитывая большую глубину и плохую видимость. Кроме того, при наступлении штормовой погоды невозможно было быстро отсоединить гаки от стропов, что грозило срывом работ.
Водолазная партия, прибывшая из Севастополя в Кронштадт 19 мая 1928 года, при обследовании лодки обнаружила, что кормовая часть ограждения боевой рубки и прочный корпус под ней значительно повреждены взрывом. Это могло привести к перелому корпуса лодки при подъеме. Для избежания подобного пришлось многое пересмотреть и сделать вновь расчеты.
Тогда в Ленинграде стояло холодное лето с частыми ветрами, и надо было уложиться в несколько хороших дней, для чего решили после проводки под корпус полотенец сразу произвести рискованный подъем с 32 метров до поверхности.
4. Ход подъемных работ
1 июня приступили к подъемным работам. Для заведения стальных полотенец под корпус лодки была необходима промывка четырех туннелей, на которую ушла бы половина срока подъемных работ. Начальник водолазной группы Ф.А. Шпакович предложил промывку заменить «подрезанием» грунта по всей длине лодки стальным тросом. С помощью этого троса стальное полотенце протаскивалось стропами через грунт под корпус судна. Благодаря этому способу полотенца со стропами были заведены за 23 суток. Этой тяжелой работе сильно мешала погода, но специалисты, прибывшие с Черного моря, быстро адаптировались в этих сложных условиях, и работа продолжалась даже при большой волне.
8 августа работы по подготовке к подъему были закончены, и оставалось навесить стропы на гаки и произвести подъем лодки, но начался шторм, который длился два дня, и только 11-го заложили коуш на последний гак «Коммуны».
В этот же день в 7 часов 30 минут начали подъем. Были запущены лебедки, но электромоторы получили большую перегрузку, и гини приходилось часто стопорить. Скоро «Коммуна» стала садиться в воду, осадка увеличилась на полтора метра, и тогда были замечены пузырьки, проектирующие корпус лодки на поверхности моря. «Коммуна» вздрогнула и стало ясно, что лодка оторвалась от грунта. В 9 часов 15 минут над водой показалось носовое орудие на рубке. Но все чуть не закончилось трагически. С правого борта заметили темный шар, начиненный взрывчаткой. Оказалось, что при выбирании вспомогательного троса был подорван якорь английской мины, и она всплыла.
В одно мгновенье была спущена шлюпка, которая несмотря на волну, подошла к мине, и один из матросов осторожно начал отталкивать ее руками. Мина прошла за кормой в нескольких метрах и скрылась в волнах. Впоследствии она была расстреляна тральщиком, вызванным по радио.
В 13 часов начались сильный восточный ветер и крупная зыбь. Расклепав якорь-цепь, «Коммуна» с подводной лодкой на гинях направилась в Кронштадт. В тот же день «Коммуна» отшвартовалась в Военной гавани, и в Москву отправили донесение: «Лодка в Кронштадте».
Каждый подъем затонувшего судна являлся большой победой эпроновцев. Но в данной ситуации они шли на большой риск, так как в случае аварии времени на переделку выполненных работ не было. К тому же, холодные дожди и ветры напоминали о приближении осени, а мина, прошедшая под бортом «Коммуны», усложняла положение, в котором могли оказаться участники экспедиции. Все это говорит героизме и отваге эпроновцев.
1 «Коммуна» — судно катамаранного типа, водоизмещением 2400 т, грузоподъемностью 1000 т, скорость хода 10 узлов.