Примечание. Лодки по программе за май 1916 г. U-127—U-134, U-137, U-138 не были закончены.
Лодка по программе за май 1916 г. U-121 окончена после перемирие.
Лодки по программе за сентябрь 1916 г. U-115, U-116 закончены не были.
Лодки по программе за ноябрь 1916 г. U-142 — U-150 закончена не были. U-142 уже прошла испытания, но была разобрана в Германия.
Лодки по программе за февраль 1917 г. U-158, U-159 не были закончены.
Лодки по программе за нюнь 1917 г. U-165, U-168 —U-172 не были закончены, но U-166, U-167 были закончены после перемирия.
Лодки по программе за июнь 1917 г. UB-133, UB-136, UB-144, UB-145, UB-150, UB-154, UB-155 были закончены после перемирия; остальные не были закончены. UC-106 — UC-U4 закончены для сдачи; UC-115 — UC-118 не были закончены.
Лодки по позднейшим программам не закончены.
Лодки, заказанные в феврале 1917 г. (начатые летом 1917 г. и законченные летом 1918 г.) сданы союзникам так же, как и бывшие торговые лодки.
Из лодок, заказанных в июне 1917 г. (начатых летом), немногие были закончены в ноябре 1918 г. и сданы союзникам законченные на 80%.
Лодки, заказанные в декабре 1917 г. и в 1918 г., не были закончены.
Насколько выполнение программ начало отставать, видно из того, что UC-80— UC-89 должны были быть закончены до 1918 г., а были закончены после перемирия.
Следует отметить, что Джеллико сравнивает продолжительность постройки на британских и германских верфях1. Немцы дольше строили большие корабли, но германские эскадренные миноносцы строились немногим более 12 месяцев, против 24 месяцев британских заводов. Постройка британских подводных лодок заканчивалась нормально в 2 года, хотя в течение 1917 и 1918 гг. этот срок был уменьшен до 18 месяцев с небольшим; типовые же лодки „UB" и „UC" строились в 5 месяцев, а улучшенные типы — около 10 месяцев. Лодки „среднего" размера или „средние лодки" „U" требовали 18 месяцев для постройки. Подводные крейсера, заказанные в течение 1916 г., через 24 месяца все еще не были закончены (ноябрь 1918 г.).
Выводы
1. С осени 1916 г. в выполнении программ постройки подводных лодок начали обнаруживаться задержки.
2. Эти задержки были видимо обязаны отвлечению рабочей силы и материалов портов и верфей от строительства подводных лодок на ремонт кораблей Флота Открытого моря после Ютландского сражения. Так считает Шеер.
3. Эти задержки в дальнейшем усугубляются Плесскими решениями строить подводные крейсеры, постройка которых (как оказалось впоследствии) требовала значительно большего времени, чем
"средние" лодки, и была вдвое сложнее.
4. Задержки в постройке подводных лодок повлияли отрицательно на ведение войны против торговли в 1917 г.
5. Эти задержки никогда не были наверстаны. Они стали сильнее к концу войны, когда больше 200 лодок (часть программ за декабрь 1917 г. и за 1918 г.) даже не были заложены.
6. Привлечение небольших верфей Стиннеса к постройке подводных лодок типа „UF" является свидетельством перегрузки больших верфей.
7. Ожидавшееся увеличение выпуска лодок в 1919 г.. которое подчеркивается Гайером, — сомнительно.
К концу 1919 г. (согласно Шееру) надеялись строить по 30 лодок ежемесячно2.
8. К августу—сентябрю 1918 г. требование морского
министерства Германии об освобождении из армии рабочих в целях ускорения работа
верфей и дли увеличения числе построенных подводных лодок было удовлетворено.
Это без сомнения имело результатом попытку к усилению подводной кампании. Между
тех серьезным фактором была потеря ценного личного состава подводных лодок.
Команды-ветераны старых подводных лодок должны были быть разрознены, чтобы
личный состав на новых лодках мог иметь хотя бы несколько человек с непосредственных опытом крейсерства в военных условиях.
1 Jellicoe, The Crisis of Naval War (Джеллико, Кризис морской войны), стр. 48.
2 Михельсен говорит (стр. 182), что в октябре 1918 г. ежемесячный выпуск составлял 18 лодок в месяц (см. приложение В), но надеялись, что впоследствии выпуск будет усилен: к апрелю 1919 г. — 22 лодок в месяц, к августу — 33, к декабрю — 37 в месяц. В первые месяцы 1920 г. выпуск должен равняться 38 в месяц.