Оглавление

Большие изменения претерпели перископы. Лодки стали оснащаться перископами с тонкими верхушками (диаметр до 30-40 мм), были введены зенитные перископы. Для их подъема и опускания стали применять электромоторы, вращение осуществлялось вручную. Чтобы командиру не приходилось отрывать глаз от окуляра при опускании и подъеме перископа, в германском флоте одно время использовали систему подвижной площадки. На ней стоял командир и вместе с нею следовал за всеми вертикальными перемещениями перископа, сохраняя вместе с тем возможность вращать его во все стороны. Во время войны была введена появившаяся уже в мирное время система перемены степени увеличения. Можно было видеть все в натуральную величину при помощи 1,5-кратного увеличения или вводить 6-кратное увеличение. Единственным средством оценки обстановки в подводном положении был примитивный шумопеленгатор и станция звукоподводной связи.

Для защиты от подводных взрывов и осколков в Германии прибегли к бронированию прочного корпуса подводных лодок. Впервые это было сделано на подводных крейсерах UK. Надводная часть прочного корпуса изготовлялась из хромоникелевой стали в 25 мм. Рубка имела броню в 100 мм. Нижняя часть корпуса, подвергавшаяся действию подводных взрывов, склепывалась из 25-мм никелевой стали. Этим бронированием подводных лодок конструкторы надеялись обеспечить возможность артиллерийского боя с более слабым противником и избавить от необходимости погружаться при первых близких падениях снарядов. Все германские лодки строились и испытывались на погружение на 50 м, но могли погружаться до 100 м.

Большие изменения произошли в вооружении субмарин. Основным оружием в связи с борьбой против судоходства противника вместо торпеды становилась артиллерия. Из-за нехватки стволов использовали все имеющиеся в арсеналах орудия калибром 88 и 105 мм для установки их на лодках, не обращая внимания на особые условия, в которых артиллерия находится на подводных судах. Желая решить проблему быстро и просто, отказались от всяких прячущихся и убирающихся пушек, а брали самые обычные миноносные станки и устанавливали их на лодках. За время войны был разработан особый тип лодочного станка, но он отличался от обычного лишь формой, более приспособленной к движению под водой. Этот же станок давал возможность отражать и воздушные атаки. Особенно много забот возникло с появлением на подводных крейсерах 150-мм орудий. Из-за большого веса снарядов устанавливали элеваторы, занимавшие много места и расходовавшие электрическую энергию. Снаряды хранились в герметичных пеналах на качающихся стеллажах. Для этих орудий устанавливали дальномеры. Число торпедных аппаратов практически не менялось на больших подводных лодках — 4 носовых и 2 кормовых. Исключение составляли лодки U-151 — U-157, первоначально строившиеся как прерыватели блокады без вооружения. После вступления в войну США они были спешно переоборудованы в подводные крейсера. Их два торпедных аппарата компенсировались достаточным числом запасных торпед. Из-за большой длины своих торпед (7 метров против 5,2 метра у англичан) немцам пришлось отбросить вариант установки траверзных торпедных аппаратов, подобных английским. Были проведены опыты, имевшие цель уменьшить пузыри воздуха, всплывающие на поверхность после выстрела. Имеются сведения об их успешном завершении (в советском флоте система беспузырной стрельбы была отработана лишь к концу 30-х годов). Торпеды изготавливали заводы Круппа, Шварцкопфа, Адлера, Уайтхеда (в Австрии). В мае 1915 года их изготовление было доведено до 375 в месяц. В целом лодки этой группы использовались наиболее часто, постоянно находились в море и вынесли основную тяжесть ударов противолодочных сил Антанты.

Оглавление