Оглавление

GerSS1WW087.jpgGerSS1WW088.jpgGerSS1WW089.jpgGerSS1WW090.jpg

Поперечные сечения ПЛ типа U-31 U-37.

Особенно это заметно на примере лодок дальнего крейсерства. Так первые подводные крейсера, U-151—U-157, спроектированные на базе коммерческой лодки "Германия" и первоначально предназначавшиеся для тех же целей, могли развить лишь 9 узлов, U-139—U-141 развивали уже 15,5 узлов, и наконец U-142 достигала требуемой скорости надводного хода в 18 узлов.

Появление новых типов двигателей повлекло за собой длительные испытания и потребовало привлечения к работе лучших конструкторов. Количество заказов возросло до такой степени, что заводы, поставлявшие дизеля на флот в довоенное время, перестали с ними справляться. К заводам "Аугсбург-Нюрнберг" ("МАН") и "Германия" ("GW") присоединились "Кертинг" в Ганновере, "Даймлер" в Мариенфельде, "Бенц" в Маннгейме, "Вулкан" и другие. Лучшими считались дизеля фирмы "MAN". Основной проблемой, стоявшей тогда перед немецкими инженерами, был выбор между двух- и четырехтактным двигателем и между охлаждением поршней маслом или водой. Как уже указывалось, вопрос о двух- или четырехтактном двигателе не был решен в мирное время. Первоначально большинство заводов склонялись в сторону двухтактных двигателей и считали, что этому типу принадлежит будущее в области дизелей большой мощности. Между тем существенных успехов с такими двигателями достиг лишь завод Круппа "Германия". Окончательно вопрос был решен с началом войны. Даже инженеры "Германии" пришли к убеждению, что в пределах 300 л.с. на цилиндр первенство принадлежит четырехтактным машинам. Таким образом, вопрос был решен в пользу четырехтактного двигателя с масляным охлаждением.

Тогда считалось, что масло менее пригодно для охлаждения, чем вода. Тем не менее все заводы, за исключением Круппа, перешли именно к этому способу. Для охлаждения может применяться только пресная вода, и лодки должны иметь ее значительный запас. Если же в цистерну с пресной водой случайно попала забортная, то двигатель выходил из строя. Масло бралось из небольшого смазочного запаса и могло работать долгое время. Отдаленность района плавания вызывала частое загрязнение машин, что требовало их переборки и выводило лодку из строя. Большие трудности возникли из-за блокады Германии, из-за чего не хватало таких важных для машиностроения материалов, как медь и олово. И все же, благодаря хорошей выучке личного состава, постепенно удалось добиться того, что даже после 6—8-недельных походов командиры лодок могли доложить о полной готовности механизмов к новому походу в море.

Оглавление