Оглавление

ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ В ГЕРМАНИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Д. Бекренев.

1. Развитие подводных лодок до начала I мировой войны

Начало века, 1900 год. Во Франции заканчивает испытания подводная лодка "Narval". После установки вооружения лодку отправили из Шербурга в Сан-Мало и обратно, а затем в Брест. Последний переход осуществлялся в полной боевой готовности, со всеми принятыми на лодку торпедами. "Narval" подошла к выходу на Брестский рейд, прошла его в погруженном состоянии и после этого выпустила торпеды по заданной цели — эскадренному броненосцу. Результаты этого блестящего похода полностью разбили доводы скептиков подводного плавания во всем мире. Впервые подводная лодка в полной боевой готовности вышла в открытое море (переход проходил в проливе Ла-Манш в штормовую погоду; миноносец, сопровождавший "Narval", с трудом перенес это испытание) и самостоятельно преодолела значительное расстояние. Подводная лодка из оружия, которое в лучшем случае годилось для прибрежной обороны, становилась грозным наступательным оружием морской войны. Сразу после окончания испытаний "Narval'a" Франция заложила четыре аналогичные подводные лодки типа "Sirene". Походы "Narval'a" сильно поколебали мнение английского Адмиралтейства. Первый лорд Адмиралтейства Гошен (это ему принадлежат слова: "Идея подводного плавания — идея бессмысленная. В морской войне не приходится считаться с подводными лодками".) после похода "Narval'a" высказал в палате общин уже следующее: "Подводная лодка — это оружие держав слабых, держав бедных". На что получил от члена Совета Адмиралтейства Форстера в ответ: "Если действительно существует возможность строить подводные лодки, имеющие практическое значение, то та нация, которая будет их иметь, перестанет быть слабой и станет в действительности могущественной. Более, чем кому-либо другому, нам следовало бы опасаться нападения подводных лодок. Поэтому с нашей стороны совершенно неправильно представлять другим держат вам работать в области этой проблемы, не делая со своей стороны попыток разрешить ее нашими собственными силами". Напомним, эта речь произнесена в далеком 1900 году. Несмотря на сопротивление Адмиралтейства, эта точка зрения восторжествовала, и сам Арнольд Форстер, сделавшись членом Совета Адмиралтейства, провел по бюджету 1901 — 1902 гг. заказ на 5 подводных лодок.

Германия, ближайший вероятный противник Англии в борьбе за передел мира, казалось бы, больше, чем какое-либо другое государство, должна была понимать возрастающее значение подводных лодок, особенно в предстоящей борьбе с сильнейшим флотом Британской империи. Но та же военно-морская доктрина линейного флота, тот же профессиональный консерватизм и то же пренебрежение к подводному оружию увлекали развитие германского флота в сторону создания могущественных линейных сил, готовившихся соперничать с линейными силами Англии за "владение морем". В 1901 году адмирал фон Тирпиц, впоследствии один из наиболее настойчивых сторонников беспощадной подводной войны, в речи, произнесенной в рейхстаге, говорил: "Германия, благодаря конфигурации ее побережья и географическому расположению ее портов, не нуждается в подводных лодках". В другой речи Тирпиц опять заявил: "У нас нет денег для расхода на экспериментальные корабли. Мы должны предоставить подобную роскошь более богатым государствам вроде Франции и Англии". В мемуарах, написанных им после окончания мировой войны, Тирпиц все же говорит о том, что он является ответственным за запоздалое введение подводных лодок в состав германского флота.

Оглавление