В. Полуян
Примечания:
1. В случае постройки на частных заводах указан владелец фирмы, в случае постройки на казенных верфях указано только место расположения верфи.
2. Первая цифра в размерениях (длина корабля) указана между перпендикулярами.
3. ПМК — артиллерия противоминного калибра, имеется в виду 120-152 мм. Орудия меньшего калибра не защищались броней.
7 марта 1889 г. Британский Парламент одобрил предложенную Первым лордом Адмиралтейства Гамильтоном новую программу усиления Королевского Флота, названную «Актом о морской обороне». В период с 1 апреля 1889 г. по 1 апреля 1894 г. планировалось ввести в строй 70 новых боевых кораблей, (8 броненосцев, 1-го класса, 2 броненосца 2-го класса, 42 крейсера 1-3-го класса и 18 минных лодок). На их постройку выделялось 21,5 млн. фн. ст.
Разработка проектов кораблей этой программы была поручена Главному строителю Королевского Флота — Уильяму Уайту, назначенному на этот пост в 1885 г. Разработав проект барбетного броненосца типа «Royal Sovereign», Уайт заложил основу для проектирования всех британских линкоров периода 1889-1905 гг. От своего прототипа они отличались постепенным усилением броневой защиты. Для эпохи Уайта характерна постройка крупных серий броненосца (6-9 ед.). Постройка броненосцев велась в двух направлениях: параллельно с сериями тяжелых броненосцев (1-го кл.) предназначенными для вод Метрополии и Средиземноморья, строились серии броненосцев уменьшенного водоизмещения для службы на Дальнем Востоке (их осадка по заданию не превышала глубину Суэцкого канала).
Броненосцы 1-го класса типа «Royal Sovereign»
Строились по программе 1889-1894 г.
Проектировал У.Уайт. За основу взят броненосцы типа «адмирал» и «Nile».
Основные нововведения по сравнению с прототипом:
1. Основания барбетов опущены до броневой палубы.
2. Второй броневой пояс из тонкой брони (борт защищен до высоты 2,85 м над ВЛ).
3. Увеличена высота надводного борта до 5,5 м.
4. Наличие казематов для артиллерии среднего калибра.
Место постройки |
Заложен |
Спущен |
Вступил в строй |
|
Royal Sovereign |
Портсмут |
30.9.89 |
26.2.91 |
5.1892 |
Empress of India |
Пембрук |
7.9.89 |
7.5.91 |
8.1893 |
Ramilles |
Клайдбанк Томсон |
11.8.90 |
1.3.92 |
10.1893 |
Repulse |
Пембрук |
1.1.90 |
27.2.92 |
4.1894 |
Resolution |
Джарроу |
14.6.90 |
285.92 |
11.1893 |
Revenge |
Пальмер |
12.2.91 |
3.11.92 |
3.1894 |
Royal Oak |
Биркенхед Лэрд |
29.5.90 |
5.11.92 |
6.1894 |
Водоизмещение: 14 150 т. норм., 15580 т. полн.
Размеры: 115,8 (124,9)х22,8х8,4 м.
Механизмы: Трехцилиндровые ВТР; 2 вала; 8 цил. котлов (до 1902 г.).
Естеств. тяга: 9000 л.с. (15,5 уз.), форс. тяга — 11000 л.с. (16,5 уз.). Факт. скорость: от 17,25 до 18,3 уз.
Запас угля: 900 норм/1450 полн.
Дальность плавания: п/х 1800 миль, 10 уз. — 5000 миль.
Броня: сталежелезная. Пояс по ВЛ (длина 0,63 L, углубление 1,63 м, надв. часть 0,9 м — 203-456.
Верхний пояс (длина 0,63 L, ширина 1,95 м) — 127. Траверзы: нос.102-406, корм.178-406.
Палубы (2): 1) по верхней кромке главного пояса — 76 (сталь); 2) по нижней кромке (карапасная) - 51-76 (сталь). Барбеты ГК: 431; щиты орудий ПМК — 127-152; казематы орудий ПМК 51-152 (в 1902-04 гг. щиты заменены на казематы из брони Круппа 51-127). Боевая рубка: носовая 356, корм. 76.