Оглавление

EndOtvaz003.jpg

Буксировка «Отважного» эсминцем «Сознательный».

 Сразу же в других ракетах погреба также сработали двигатели и произошел мощнейший взрыв. Силой взрыва крыша кормовой надстройки вместе с пусковой установкой была оторвана и заброшена вверх на дымовые трубы. Ударной волной разрушило главные поперечные переборки, в корпусе образовались разрывы и трещины. Сразу же в корпус стала поступать вода, и были затоплены четыре отсека в районе места взрыва по 164-233 шпангоутам. Затоплены погреб кормовой батареи, кормовое машинное отделение, помещение холодильной машины. Через восемь минут после взрыва крен достиг 12° с дифферентом на корму в 1,5 метра. Погибло 24 человека, в том числе шестеро задохнулись в дыму. Возвращаясь к причине катастрофы, следует упомянуть о распоряжении ныне покойного Главкома ВМФ отключить автоматическую систему затопления погребов. Из-за технического несовершенства последней происходили частые несанкционированные затопления ракетных погребов, что вело к огромным убыткам. И приказом по флотам эту систему отключили, понадеявшись на возможность затопить при надобности погреба вручную. Впоследствии же, при следственном эксперименте на однотипном БПК «Комсомолец Украины», оказалось, что на затопление погреба вручную требуется около 20 минут времени. У экипажа «Отважного» этого времени не могло быть. На мостике корабля не могли долго понять, что же произошло. Связь нарушилась, кормовое машинное отделение на запросы не отвечало. В шоке командование пребывало почти двадцать минут и не смогло организовать экипаж на борьбу с огнем и водой. Драгоценное время было упущено, наблюдающий штабист ретировался на берег («для организации спасательных работ»). К одиннадцати часам на помощь пылающему «Отважному» подошли ракетные эсминцы (БРК) «Сознательный» и «Бедовый», которые высадили две АСГ (аварийно-спасательные группы) по 10 и 11 человек. Одновременно эсминец «Сознательный» взял «Отважный» на буксир и около часа пытался отбуксировать его в море. Но из-за заклиненного руля буксир постоянно рвался. В 11 часов 40 минут эти попытки буксировки были прекращены. Еще через полчаса подошел БПК «Комсомолец Украины» и начал сбивать водяными струями огонь в районе кормового погреба авиабоезапаса и топлива (погреб № 10).

Оглавление