В. В. Костриченко
В Севастополе на кладбище Коммунаров можно найти маленький скромный памятник. Расположен он между памятником лейтенанту П.П. Шмидту и братской могилой экипажа линкора «Новороссийск». Выбитая на мраморе надпись гласит: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Ниже перечислены двадцать четыре фамилии1. Большего вам узнать не удастся: о гибели этого корабля вот уже семнадцать лет хранится молчание.
Листая знаменитый английский справочник Джейна по военно-морским флотам мира, можно найти следы гибели «Отважного». В разделе, посвященном советскому военно-морскому флоту, упоминается, что эсминец «Отважный» погиб от внутреннего взрыва в Черном море в августе 1974 года. В классификации НАТО корабли этого типа именуются «Кашин» класс.
Что же представлял из себя «Отважный»? На страницах английского справочника кораблям этого типа уделено видное место. Серия из двадцати единиц являлась первой в отечественном флоте крупной серией кораблей с газотурбинной установкой: Моряки прозвали их «поющими фрегатами». Первоначально корабли классифицировались как СКР ПЛО-ПВО (то есть сторожевые корабли противолодочной и противовоздушной обороны). В процессе постройки их стали именовать «БПК» — большие противолодочные корабли, а на Западе — попросту «эсминцами». Строительство пятнадцати БПК началось в Николаеве на заводе имени 61 коммунара. До 1911 года этот завод именовался Николаевским адмиралтейством, а с 1911 по 1928 годы носил название «Руссуд». Корабль был спроектирован в ЦКБ завода и получил наименование — «проект 61». В начале 1962 года головной корабль серии вступил в строй. Флаг на корабле был торжественно поднят 31 декабря 1961 года, а 9 октября 1962 года в честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом корабль получил имя «Комсомолец Украины». В 1963 году в строй вошел «Сообразительный», в 1964 году — «Проворный» и через год — «Отважный», Одновременно три БПК первой серии строились на Балтике в Ленинграде. Летом 1964 года завод имени Жданова сдал флоту БПК «Огневой», на следующий год в строй вошли «Образцовый» и «Одаренный». С 1966 года строительство второй серии БПК «проекта 61А» продолжилось, и в 1966 г. на Балтике сданы «Славный» и «Стерегущий». На Черном море в этом же году вошел в строй «Стройный», а на следующий год — «Красный Кавказ». БПК этого проекта, оказавшиеся очень удачными кораблями, строились в Николаеве вплоть до 1973 года. Советский флот пополнили «Решительный», «Смышленый», «Строгий», «Сметливый», «Красный Крым», «Смелый», «Способный», «Сдержанный» и «Скорый». Шесть БПК в период с 1973 по 1975 годы прошли переоборудование и модернизацию в БРК (большие ракетные корабли). Это была «Огневой», «Славный», «Сдержанный» (достроенный уже как БРК), «Смелый», «Смышленый» и «Стройный», БПК «Проворный» в это же время был переоборудован в экспериментальный корабль для отработки новых систем оружия и радиоэлектроники. Через несколько лет Николаевский завод имени 61 коммунара построил пять кораблей по заказу Индии. Несколько переработанный проект получил индекс «61-Э» (экспортный). Головной БПК «Надежный» был передан Индии в сентябре 1980 года и получил наименование «Раджпут» (Д51). Второй — «Губительный» получил им «Рана» (Д52) в июне 1982 года. Вскоре последовали «Ловкий», «Твердый» и «Толковый» получившие наименования: «Ранджит», «Райвир» и «Ранвиджай» (Д53-55). Последний передали Индии в январе 1988 года. Весной 1988 года был передан в ПНР «Смелый», получивший новое имя «Варшава». ;
1 — На мраморе высечены имена Аникеев С.А., Ачмиз A.Х., Бедаков П.А, Белоушков В.Ф., Борисов В.Л., Вершинин В.Н., Ворожбит ЯЛ., Володин И.И., Гончарук П.И., Даукиаис Э.Э., Завьялов А.В., Иджян АЛ., Ионов А.В., Ливицкий С.С., Макштутис А.В., Мургу П.И., Мыслинский A.Л., Никажин M.JL, Оруджиев Г.Ю., Петрухии C.Д., Прочаковский В.С., Сгаршинин В.В., Урупа А.В, Чачоян М.В.