Оглавление

30 апреля 1908 года от взрыва крюйт-камеры погиб находившийся в плавании в районе Пескадорских островов японский крейсер «Matsushima». В этом случае количество погибших составило 206 человек из 347 [8].

26 сентября 1911 года очередная катастрофа потрясла французский военно-морской флот. На борту линейного корабля «Liberte» возник пожар, начавшийся в районе казематов носовых 194-мм орудий и повлекший за собой серию взрывов артиллерийских погребов, в том числе главного калибра. Взрыв огромной силы разорвал корабль на части, причем обломками были повреждены и стоявшие поблизости другие корабли. Потери составили 204 человека убитыми и 184 ранеными [8,11].

В годы начавшейся первой мировой войны счет кораблей, погибших по причине внутреннего взрыва, открыл 4 ноября 1914 года германский легкий крейсер «Karlsruhe», находившийся в крейсерстве в Атлантике, у берегов Южной Америки. Сильный взрыв оторвал носовую оконечность крейсера, которая затонула, унеся с собой 261 члена экипажам командира корабля. Через 20 минут затонула и кормовая оконечность. В свете известных предположений о причастности якобы агентуры Австро-Венгрии и Германии к известным взрывам кораблей стран Антанты во время первой мировой войны странно видеть в числе погибших германский крейсер. Германский метательный порох был одним из лучших в мире и с учетом больших успехов немецких химиков в этой области считался достаточно стойким. По предположению второго артиллериста крейсера, взрыв произошел в одном из носовых артиллерийских погребов из-за самовозгорания пороха. Указанное обстоятельство можно объяснить довольно длительным пребыванием германского крейсера в тропических водах, потенциально опасных для кораблей всех военных флотов [1,7]. Уместно также напомнить, что только Германия и Россия потеряли от внутренних взрывов по одному боевому кораблю за весь рассматриваемый период времени.

Однако возвратимся к хронологии трагических событий первой мировой войны. 26 ноября 1914 года в Ширнессе на Темзе после пожара в районе кормовой башни 305-мм орудий взорвался и затонул почти со всем экипажем британский линейный корабль «Bulwark». При этом погибло 738 человек, спаслось лишь 12 [7,8]. 27 сентября 1915 года в Бриндизи при аналогичных обстоятельствах погиб итальянский линейный корабль «Benedetto Brin», на котором погибло 385 из 720 членов экипажа [7,8]. Спустя три месяца, 30 декабря 1915 года на рейде Кромарти неожиданно взорвался и погиб после непродолжительного пожара английский броненосный крейсер «Natal», унеся с собой 405 из 704 моряков экипажа [7,8]. Ночью 2 августа 1916 года очередной жертвой внутреннего взрыва стал новейший итальянский линейный корабль «Leonardo da Vinci». Через 45 минут после первого взрыва и пожара линкор, имея крен на левый борт и дифферент на корму, опрокинулся и затонул. Погибло 248 моряков из" 1190 [1,7,8]. Следующей по счету в этом печальном списке стала «Императрица Мария».

Как видно из приведенного списка катастроф, русский линкор, взорвавшийся в октябре 1916 года в Севастополе, был далеко не единственным среди кораблей, погибших от внутренних взрывов. Корабли продолжали погибать при подобных обстоятельствах и впоследствии. Шла война, производство метательных порохов во всех странах возросло, причем зачастую в ущерб качеству и мерам безопасности. Уместно сказать несколько слов о существе процессов, происходящих в порохе с момента его изготовления.

Все метательные бездымные пороха, несмотря на известное многообразие их типов, основаны на общем компоненте — нитроцеллюлозе. В свою очередь, нитроцеллюлоза — результат химического воздействия группы нитратов на молекулы целлюлозы в кислотной среде, содержавшей частично азотную и серную кислоты. Функция серной кислоты — в поглощении воды, выделяемой в результате реакции. В процессе нитрирования отдельные группы сульфатов также вступают в химическую реакцию с молекулами целлюлозы. Являясь менее стойкими, в сравнении с азотными, указанные соединения а временем распадаются с выделением серной кислоты, которая сразу же вступает в реакцию с нитроцеллюлозой. Таким образом получается, что непрерывный процесс разложения как бы сам себя стимулирует, выделяя при этом тепло; увеличивающее, в свою очередь, скорость разложения. Если же этому процессу позволить продолжаться достаточно долго, повышение температуры может в конце концов привести к воспламенению разложившейся нитроцеллюлозы. В результате этого высвобождается большое количество газообразных продуктов разложения, могущих вызвать взрыв (в принципе изложенное поясняет действие метательных порохов при выстреле артиллерийского орудия). И даже в том случае, если взрыв не произойдет немедленно как результат разложения пороха, то все равно будут иметь место мощная вспышка пламени и пожар. Поэтому в бездымный порох принято добавлять различные вещества, называемые стабилизаторами, с целью нейтрализации высвобождающейся в результате реакции серной кислоты и предотвращения разложения пороха на ранней стадии. Эффективность стабилизатора зависит от предельного его количества, содержащегося в формуле состава пороха. Годность хранящегося в нормальных условиях очищенного бездымного пороха предполагается до 20 лет и более.

Оглавление