В. А Левицкий В. П. Заболоцкий
Линейный корабль «Императрица Мария», первый корабль дредноутного типа русского флота на Черном море, был заложен 1 июля 1912 года на стапеле завода «Русского судостроительного акционерного общества» («Руссуд») в г. Николаеве, спущен на воду 19 октября 1913 года, вступил в строй в августе 1915 г.
Водоизмещение — 22600 тонн. Длина — 168,0 м, ширина — 27,43 м, осадка — 8,36 м. Энергетическая установка —паротурбинная, 20 котлов типа Ярроу, мощность паровых турбин системы Парсонса 19500 кВт (26500 л.с.). Максимальная скорость хода — 21 узел. Вооружение: 12 орудий главного калибра (305 мм), размещенных в четырех трехорудийных башнях, 20 орудий противоминного калибра (130 мм) в бортовых казематах; 4 зенитных орудия калибра 75 мм, размещенных по одному на крыше каждой башни главного калибра; 4 траверзных подводных торпедных аппарата калибра 450 мм. Бронирование: борт по ватерлинии — 262,2 мм, башни — 125-250 мм, казематы — 100 мм. Экипаж — 1220 человек.
7 (20) октября 1916 года в Севастополе произошла катастрофа, потрясшая всю Россию: на севастопольском рейде неожиданно взорвался и погиб один из новейших кораблей русского Черноморского флота — линейный корабль «Императрица Мария». Больше всего поражало то обстоятельство, что гибель корабля произошла не в открытом бою с противником, а в защищенной гавани, причем без какого-либо явного воздействия извне.
В то утро линкор находился в глубине Северной бухты, примерно в районе балки Голландия и Панайоти. Корабль незадолго до этого возвратился из боевого похода к болгарским берегам. Примерно около 6 часов 15 минут — вскоре после утренней побудки—матросы, находившиеся в районе носовой трехорудийной башни главного калибра, услышали необычное шипение, характерное для горящего пороха, а затем увидели белый дым и пламя, вырывавшееся из амбразур башни, горловин и вентиляторов, расположенных поблизости. О пожаре сразу же сообщили вахтенному начальнику. На корабле сыграли пожарную тревогу, матросы раскатали рукава и стали заливать водой подбашенное отделение. Но в 6 часов 20 минут корабль неожиданно потряс сильный взрыв, взметнувший столб дыма и пламени на высоту до 300 метров. Это взорвался пороховой погреб, в котором хранились полузаряды для 305-мм орудий. Когда дым от взрыва рассеялся, глазам уцелевших моряков предстала страшная картина разрушений.
Взрыв разорвал палубу непосредственно за первой башней 305-мм орудий, снес носовую рубку с мостиками и дальномерами, носовую дымовую трубу и фок-мачту. Сама первая башня оказалась также сдвинутой с места. Сразу за ней в палубе образовался провал длиной около 30 метров по всей ширине корпуса с торчащими вверх искореженными краями. Из провала вырывались языки пламени от горящего пороха и шел густой дым. Всякая связь с теми, кто оставался в носовой части корабля, прервалась. Многие моряки погибли при взрыве, были ранены, обожжены или выброшены силой взрыва за борт. Из-за разрушения паровой магистрали остановились пожарные насосы и погасло электрическое освещение. Во избежании взрыва оставшихся пороховых погребов инженер-механик корабля с риском для жизни пробрался с двумя матросами к заваленным обломками клинкетам затопления и затопил погреба второй, третьей и четвертой башен. Для тушения пожара к кораблю подошли портовые суда, с них приняли пожарные шланги. Буксиры развернули линкор лагом к ветру. И хотя в глубине корабля, откуда шел дым, прозвучало больше 20 мелких взрывов раскалившихся от высокой температуры 75-мм снарядов, к 7 часам утра пожар стал стихать. Линкор не имел заметного крена или дифферента, к нему подходили уже вызванные из Южной бухты суда-спасатели, и казалось, что корабль будет спасен. Однако, дальнейшие события развивались стремительно. Около 7 часов 2 минут прозвучал последний взрыв, более мощный, чем предыдущие. После него корабль начал быстро погружаться носовой частью с креном на правый борт. В 7 часов 12 минут форштевень линкора коснулся дна, и корабль, утратив остойчивость, стал медленно опрокидываться. Через 4 минуты он уже находился в опрокинутом положении, пламя исчезло. Перевернувшийся корабль постепенно заполнился водой и затонул вверх килем на глубине 18 метров в носу и 14,5 метра в корме. Перед этим из корпуса выпали и ушли в донный ил все четыре башни 305-мм орудий.