Линейные крейсеры типа «Lion»
Программа 1909-10 гг. Усилено бронирование и калибр орудий, увеличена скорость. Первые линейные крейсеры, превосходившие по водоизмещению современные им линкоры.
Завод-строитель | Заложен | Спущен | Укомплектован | |
Lion | Девонпорт, адмиралтейство | 29.11.09 | 6.8.10 | 5.1912 |
Princess Royal | Эльсвик, Виккерс | 2.5.10 | 29.4.11 | 11.1912 |
Queen Mary | Джарроу, Пальмерс | 6.3.11 | 20.3.12 | 9.1913 |
Водоизмещение | 26350 норм./26800 полн., т |
Размеры | 205,9/213 нбх26,9х8,8нб, м |
Механизмы | Турбины Парсонса 70000 л.с., 4 вала; 42 котла Ярроу. Нефть 1000/уголь 3500 т |
Дальность | 2000 миль (п/ход), 4500 миль (14 уз.) |
Скорость | Проектная 27 уз., фактическая («Lion») - 28,5 уз. |
Броня | пояс по ВЛ (длина 186, углубление 2,1 м) 102-229; 2 палубы 25-76; рубка 254; барбеты и башни 229 |
Вооружение | 8-343/45; 16-102/50; зенитные 1-102; 1-76; 4-3 фн; 2 подв. ТА 533 |
Экипаж | 1061 человек |
Судьба: «Lion» при вступлении в строй — флагман 1-ой крейсерской эскадры. В ноябре 1914 г. "Princess Royal» был послан в Северную Атлантику на случай прорыва эскадры Шпее. 24 января 1915 г. «Lion» и «Princess Royal» приняли участие в сражении при Доггер-Банке. В Ютландском бою коробли типа «Lion» входили в 1-ю эскадру линейных крейсеров (флаг вице-адмирала Битти на «Lion»). В 18.24 31 мая «Queen Mary» был накрыт залпом линейного крейсера «Derflinger», который вызвал взрыв погребов башен «А», «В» и «Q» (1-3 башни от носа). Погибло 1266 человек экипажа, уцелело 7 человек.
«Lion» сдан на слом в 1924 г., «Princess Royal» в 1926 г.