В.В. Арбузов
С появлением самодвижущихся мин Уайтхеда и Александровского, получивших позже название «торпеда», опасность потопления кораблей, особенно, больших размеров, от пробоин в наиболее уязвимой подводной части сильно возросла. Первым шагом к обеспечению безопасности на якорных стоянках на рейдах явилось создание плавающих вокруг корабля сетей, поддерживаемых на плаву бонами. Но подобная мера обеспечивала безопасность только на стоянках в своих портах и рейдах и при установке оказывалась громоздкой и неудобной. Размещение подобных сетей, даже на бору броненосца большого водоизмещения, не представлялось возможным.
Непосредственно система сетей, носимая на кораблях, впервые появилась в Английском флоте в конце семидесятых годов прошлого века.
В Русском флоте первыми кораблями, снабженными противоминными сетями, стали корвет «Витязь» и броненосец «Петр Великий». Затем подобными сетями снабдили еще несколько кораблей, несших крейсерскую службу в океане, и они в течение нескольких лет применялись на флоте.
Эта система в целом обеспечивала безопасность кораблей, и, более того, корабли с сетями в боевом положении могли передвигаться с 8-узловой скоростью. Но все же она имела ряд существенных недостатков, к основным из которых относилась длительная сборка шестов и сетей, хранившихся на корабле не у борта, а на палубе на своих штатных местах.
По этой причине в феврале 1885 г. МТК1 объявил конкурс на лучшее сетевое заграждение. Подобного рода исследования и разработки происходили и за границей. Так, во французском флоте на броненосце «Адмирал Дюпре» испытали сети Буливанта, подвешенные у бортов на вываленных за борт шлюпбалках.
В декабре 1887 г., продолжая исследования, на Кронштадтской минной пристрелочной станции произвели стрельбы по сетям с диаметром колец 16 см, свитых из семи рядов проволоки диаметром 1,8 мм, способных выдерживать сопротивление на разрыв в 2,5 т. Сеть выдержала пять из восьми торпедных ударов. В остальных трех случаях торпеды пробивали сеть, но, не дойдя до борта, запутывались в ней винтами. После этих опытов, признанных удовлетворительными, Кронштадтский пароходный завод приступил к изготовлению большого числа сетевых полотнищ с диаметром колец в 152 мм для вооружения ими четырнадцати построенных или строившихся кораблей I ранга.
В этот же период МТК разработал и новую систему шестов, устранявших недостатки заграждения, бывшего на «Витязе». В новой системе шесты и сети являлись стационарными, бывшими частью боевого снаряжения корабля. Только подобная система с заграждением, находившимся постоянно собранным у бортов, могла удовлетворить моряков. Кроме того, новое заграждение в боевом положении не мешало действию артиллерии, отдаче якорей и спуску шлюпок, что являлось необходимым условием. Среднюю длину шестов определили в 6 м, проведя перед этим ряд испытаний на пароходе «Владимир». В устроенные у борта заграждения произвели ряд выстрелов боевыми торпедами с зарядом в 82 кг.
Первое новое заграждение установили на броненосце «Император Александр II». Оно с небольшими изменениями существовало в русском флоте и являлось классическим. Стационарное заграждение этого броненосца находилось постоянно собранным у бортов. Шесты заграждения отваливались одновременно с сетями. При отваливании шесты все разом отходили от борта, становясь горизонтально и перпендикулярно борту, после чего сети распускались. Вся система состояла из шестов, такелажа к ним и сетей с приспособлениями для крепления их у борта.
Имевшиеся на «Императоре Александре II» шесты были длиной 8,1 м, диаметром у шпора 165 мм, у ноков 127 мм. Всего на корабле имелось 20 шестов (по 9 с бортов и по одному в носу и корме). Носовой шест имел длину 5 м, кормовой 6,6 м. Штырами шесты входили в башмаки, находившиеся над броневым поясом по ватерлинии. Носовой и кормовой шесты снабжались тележками, которые при помощи двух оттяжек передвигались по рельсу, укрепленному снизу шеста. В походном положении оба шеста ставились вертикально.
1 Морской технический комитет