А. Г. Сацкий
Последняя четверть 18-го века занимает особое место в истории военно-морских сил на Юге России. Именно в данный период зарождается судостроение на Черном море, создается и укрепляется Черноморский флот. За этот относительно короткий промежуток времени кораблестроение на Черном море претерпело ряд организационных изменений, существенным образом повлиявших на процесс комплектования состава флота, и прежде всего линейного. Сюда следует отнести в первую очередь образование в 1785 г. Черноморского адмиралтейского правления, в ведении которого находились все вопросы, связанные с кораблестроением. Независимая деятельность правления продолжалась до конца 1796 г., когда последовала радикальная реорганизация управления кораблестроением на Черном море с передачей его в подчинение Государственной адмиралтейской коллегии [1]. Началом рассматриваемого периода явилось создание в 1778 г. первой на Черном море Херсонской верфи. В 1778 г. произошло другое важное событие в истории развития отечественного флота — принятие нового штатного положения «пропорций» рангоута, парусов и такелажа для линейных кораблей, фрегатов и других судов российского флота. Новые штаты сменили так называемые петровские штаты 1726 г., действовавшие до этого и ставшие в последние годы в какой-то мере тормозом в развитии боевых парусных кораблей [2]. Рассматриваемый этап развития черноморских линейных кораблей совпадает по времени с действием штатов 1777 г. Это позволяет проследить постепенное нарастание несоответствия между конструктивным совершенствованием корпусов кораблей и оставшейся прежней системой их парусной оснастки, которое привело к отмене указанных штатов и разработке новых «пропорций» рангоута, парусов и такелажа в самом начале 19-го века.
Первый проект линейного корабля для Черного моря был разработан по поручению Государственной адмиралтейской коллегии корабельным мастером Л. Ямесом, исходя из условия постройки его в Днепровско-Бугском лимане и возможности вывода в море без использования камелей. Осадка проектируемого корабля ограничивалась глубиной в 4,8 м над отмелью у выхода из лимана в море. Поэтому глубина его интрюма была принята 4,5, что обеспечивало возможность прохода через отмель полностью оснащенного корабля с установленными орудиями нижнего дека, имея при этом запас глубины под килем 0,15 м [3]. Назначенная глубина интрюма обусловила выбор соответствующих длины и ширины корабля, количества и калибра орудий. Решением от 17 февраля 1777 г. Государственная адмиралтейств-коллегия утвердила к постройке на Черном море проект 60-пушечного корабля длиной по нижней палубе 47,24 м и шириной (без обшивки) 12,55 м [3].
Последующий отказ от размещения верфи в лимане и перенос ее к Александр-шанцам, будущему Херсону, обусловливали необходимость использования камелей при проводке кораблей от верфи в лиман через Днепровское устье. Однако это не повлекло на первых порах никаких изменений в первоначальном проекте. 26 мая 1779 г. 60-пушечный корабль, названный «Св. Екатерина», был заложен на Херсонской верфи корабельным мастером В. Селяниновым [3], увеличившим при этом самовольно глубину интрюма на 0,3 м по сравнению с проектной [4].
Хотя чертеж «Св. Екатерины» при повторном его обсуждении адмиралтейств-коллегией в феврале 1780 г. был признан лучше проекта строящихся в Архангельске подобных кораблей1, коллегия предписала интендантской экспедиции, ведавшей судостроением, рассмотреть чертеж совместно с корабельными мастерами на предмет «соответствует ли глубинам, какие в лимане, а в рассуждение конструкции все ли сохранено, что до преимущества и удобности в ходу принадлежит» [3]. Л. Ямес в соответствии с указаниями коллегии переработал проект, увеличив число орудий до 66 при прежних размерениях корабля [4]. Однако корабль, выражаясь современным языком, в серию не пошел, хотя первоначально и предполагалось построить для Черноморского флота по крайней мере восемь таких судов. Что касается 60-пушечной «Св. Екатерины», то по ряду причин она так и не была достроена [5].
1 - Автором их проекта являлся находившийся на русской службе английский адмирал Ч. Ноульс.