Оглавление

Применить конструкцию 4-звенного прибойника в 12-дм установке не удалось из-за меньшего пространства башни. И тогда инженеры Металлического завода обратили внимание на прибойник Путиловского завода в конкурсном проекте 12-дм установок типа "Андрей Первозванный". Был разработан и изготовлен образец пружинного досылателя, но другой конструкции, чем у Путиловского завода. Пружины досылателя располагались вокруг гнезд зарядника и выталкивали в нужный момент гнездо со снарядом или полузарядом. Гнездо сообщало боеприпасам некоторую скорость, но именно здесь возникла одна проблема, решить которую не удалось. Дело в том, что МТК требовал, чтобы скорость снаряда в конце досылки не превышала определенной величины, а испытания пружинного досылателя на Металлическом заводе показали, что невозможно отрегулировать усилие поджатия пружин так, чтобы получить необходимую скорость. Слишком большое влияние на нее оказывали, во-первых, состояние каморы, а во-вторых, угол возвышения, на котором находилось орудие. Даже разница в пределах углов заряжания +5° ÷ -5° сказывалась серьезным образом. Поэтому и от этой конструкции пришлось отказаться.

И здесь всплыла идея змеевидного прибойника О. Креля, директора Металлического завода в 1867—1892 годах, известного инженера и изобретателя, впервые реализованная в барбетных установках броненосца "Двенадцать Апостолов" и затем забытая.

В результате появился цепной прибойник Металлического завода. Новая конструкция получилась достаточно компактной и действовала вполне надежно. Цепь прибойника размещалась на трех барабанах. Передняя часть цепи сцеплялась с цевочной рейкой, которая выдвигалась вместе с цепью и придавала последней необходимую жесткость. Вращение колесам передавалось от электродвигателя или вручную через систему барабанов.

Все механизмы прибойника были защищены литым корпусом, на задней стенке которого имелись лапки, входящие в пазы направляющих, установленных в тумбе прибойника. Направляющие были изогнуты с центром кривизны, расположенным на оси цапф. Корпус прибойника подвешивался на двух канатах с помощью роликов, установленных над тумбой прибойника. На вторых концах канатов закреплялись противовесы, уравновешивающие прибойник. Привод качания прибойника состоял из нескольких зубчатых передач и был связан с приводом вертикального наведения.

Прибойники 8-дм установок действовали надежно, но на практике после сборки на кораблях оказалось, что снаряд калибра 8-дм быстрее досылать вручную. Поэтому цепные прибойники были с установок сняты. Осенью 1910 года завершились работы по сборке всех башенных установок на линкоре "Андрей Первозванный", и 24 октября начались испытания стрельбой всей артиллерии линкора. Единственным серьезным недостатком, выявленным во время испытаний, оказалось отрицательное действие пороховых газов на кожаные мамеринцы. При стрельбе из 203-мм башенных установок мамеринцы 305-мм установок деформировались столь сильно, что потребовалось дополнительное крепление мамеринцев пружинными стальными накладками. То же самое происходило с мамеринцами 203-мм башенных установок при стрельбе 203-мм казематных пушек.

Перед началом первой мировой войны приводы горизонтального и вертикального наведения всех башенных установок подверглись значительным переделкам. Вместо трансформаторов, служивших для изменения скорости наведения, были установлены универсальные регуляторы скорости (муфты Джени).

Оглавление