Оглавление

Училище на 11 линии Васильевского острова — бывший Морской кадетский корпус. Старейшее морское учебное заведение России называют кузницей морских кадров страны. Среди его выпускников разных поколений — выдающиеся флотоводцы, герои морских сражений. Революция открыла двери этого учебного заведения для сынов рабочих и крестьян. Многие с образованием 2-классной сельской школы II ступени, 5—6 классами реального училища, учительской семинарии, некоторые с опытом гражданской войны пришли сюда учиться морскому делу в начале 20-х годов. Годы учебы этого времени образно описал в своей книге "Накануне" нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов, поступивший в училище в 1923 году, но имевший дружеские отношения не только с однокурсниками, но и с курсом старше — курсом моего отца.

Фотографии в альбоме рассказывают о некоторых памятных событиях учебных лет:
— о подвиге курсантов училища на форту "Павел" 19 июля 1923 года, когда ценой четырех жизней была обезврежена мина, а пятерым, оставшимся в живых, А. М. Коллонтай год спустя вручила ордена Красного Знамени;
— об участии в похоронах В. И. Ленина в январе 1924 года группы курсантов, среди которых Кузнецов Н. Г. и Сухиашвили К. Д.;
— о первом заграничном учебном походе на "Авроре" 1924 г., когда в Бергене (Норвегия) перед курсантами страстно выступила первая женщина-посол Советской России А. М. Коллонтай;
— два памятных снимка в Зале Революции — торжественное построение и коллективная фотография в день выпуска из училища 14 мая 1925 года. Среди выпускников будущие известные адмиралы и капитаны 1 ранга: Алафузов В. А., Владимирский Л. А., Заяц А. И., Кудрявцев С. В., Петров А. Н., Сухиашвили К. Д. и др.

По-разному сложилась судьба выпускников того выпуска, но общими были трудности становления молодых, трудности на пути движения страны со всеми утверждениями нового и перестраховками, удачами и просчетами. Служба отца началась на Черноморском флоте. Вахтенный начальник, командир бронекатера, командир БЧ-3 на кораблях: ПЛ "Политрук" (б. "Нерпа"), эсминец "Фрунзе", крейсер "Красный Кавказ" (вместе с Н. Г. Кузнецовым, Сухиашвили К. Д., Петровым А. Н. и др.).

В альбоме есть несколько интересных фотографий — подводная лодка в доке. Ясно видно "55"... Историю потопления английской подлодки в 1919 году, ее подъема и буксировки в Кронштадт я прочла в прошлом году в № 2 "Морского исторического сборника". И теперь поняла, как фотографии, которым почти 65 лет, попали в наш альбом. Вероятно, слушатели Спецкурсов комсостава ВМС 1927—28 гг., среди которых был и мой отец, присутствовали при вскрытии лодки в Кронштадтском доке ... С особым интересом недавно рассматривал эти снимки Егоров К. А., капитан 1 ранга в отставке, один из ветеранов флота, кому довелось служить на этой подлодке в 30-е годы, после того, как она снова была спущена на воду. Осенью 1942 года Константин Александрович шел на транспорте "Сталинград" в составе самого большого союзного конвоя PQ-18 и чудом был спасен после торпедирования и потопления немцами советского судна. Дальнейшая служба Константина Александровича, как и моего отца, была связана с Беломорской военной флотилией.

Определилась специализация отца — минер. Минно-торпедное дело серьезно заинтересовало его, и к теоретическим знаниям за годы службы на кораблях Черноморского флота и в испытательных партиях прибавилось немало практического опыта, столь пригодившегося в недалеком будущем — в годы Отечественной войны.

Заканчивались грозные 30-е годы, когда достаточно было нечаянно оброненного или нарочито сказанного недоброжелателем слова, чтобы судьба человека была предрешена. А тут одно отчество чего стоит (кто-то превратил эстонское имя Антс в "Ганса"), да еще беспартийный. Да и характера спокойного, сдержанного, молчаливого.

Оглавление