Оглавление

Первый опытный бортовой станок Дуброва был изготовлен ОСЗ в 1888 г. После этого завод изготовил 31 такой станок для броненосца «Александр II», крейсеров «Память Азова» и «Адмирал Нахимов».

При проектировании системы Креля взят за основу 8"/30 станок Вавассера. Одним из главных отличий от бортового станка Дуброва была замена винтового штыра зубчатой полосой с системой шестерен для отодвигания станка от борта в походное положение, что сократило время отодвигания станка до одной минуты.

Металлический завод изготовил один опытный и 21 серийный станок Креля. Серийные станки Креля пошли на три первых черноморских броненосца, а опытный — на корабль учебно-артиллерийского отряда «Первенец».

Станки Дуброва 4 на центральном штыре изготовлялись и Обуховским и Путиловским заводами. Откатная часть станка была аналогичной бортовому станку Дуброва. Круглая поворотная рама опиралась на катки (у станков, изготовленных Обуховским заводом) или на 6 роульсов ( у станков Путиловского завода). Опора на сплошные катки оказалась предпочтительней, чем на оси роульсов. К поворотной раме крепился полукруглый щит.

Первые 6 станков Дуброва на центральном штыре со щитом были заказаны Путиловскому заводу. Первые два станка установили на канонерских лодках «Кореец» и «Манджур», остальные —на черноморских канонерских лодках. Следующие 14 таких станков Путиловского завода (но без щитов) были установлены на крейсере «Адмирал Корнилов».

5. Станки «четвертого поколения»

В 1891 г. одновременно с документацией на новые 6"/45 патронные пушки системы Кане5 была куплена документация и на станки Кане на центральном штыре. В следующем году поступила документация на станки Кане на бортовом штыре. Серийное производство обоих станков начал Обуховский завод. С 1897 г. на Пермском орудийном заводе также начали производство 6"/45 пушек Кане и станков к ним. Кстати, производство их в Перми продолжалось с перерывами до 1918 г.

С 1892 г. на броненосцах, крейсерах и канонерских лодках устанавливались 6"/45 пушки Кане. Других 152-мм орудий в русском флоте не было (за исключением речных мониторов Амурской флотилии, где были 6"/50 пушки). На кораблях советского флота новые 152-мм орудия появились только в конце 40-х годов.

Рассмотрим подробнее устройство станка на центральном штыре (бортовых станков было выпущено немного). Основным отличием станка Кане от станков старого образца был откат по оси орудия. Цилиндр гидравлического компрессора откатывается вместе со стволом. Накатник установили пружинный. Поворотной рамой являлись цельная стальная отливка, состоящая из двух станин, соединенных спереди угольником, а внизу дном. В середине дна имелся стакан, через который рама надевалась па штырь. Штыревое основание—круглая стальная отливка, крепилась к палубе болтами. На штыревом основании имелся круглый желоб с 40 шарами, на которых лежала своим дном поворотная рама. Интересно, что 20 шаров были стальные диаметром 101,6 мм, а 20 - бронзовые диаметром 101 мм. В центре основания находился боевой штырь.

Подъемный механизм имел одну зубчатую дугу.

При установке 6"/45 станка Кане на закрытой батарее при угле горизонтального наведения требовался очень большой порт, поэтому для закрытых батарей были введены бортовые станки Кане. Качающаяся часть бортового станка была одинакова со станком на центральном штыре. Главное отличие заключалось в том, что бортовой станок вращался в горизонтальной плоскости на одном переднем и четырех задних катках. Ось вращения проходила через порт, но из-за удаления центра тяжести от оси вращения скорость поворота уменьшалась.

Русско-японская война выявила ряд недостатков 6"/45 пушек Кане и их станков. У пушек имели место разрывы дульной части. У станков часто отказывали компрессор и подъемный механизм. Гнулись или ломались зубья подъемной дуги и шестерни, в других случаях подъемный механизм при выстреле совсем сдавал, и орудие задиралось дулом вверх.


4 — Иногда эти станки называли станками Дуброва-Вавассера.

5 — Кане — французский инженер, организовавший собственную фирму, которая в середине 1890-х годов слилась с концерном Шнейдера.

Оглавление