Оглавление

Я позволю себѣ здѣсь внести небольшую поправку. Задерживали внесеніе программы не разногласія по нѣкоторымъ деталямъ, а та неустойчивость во взглядахъ на современное военное дѣло, которая неизмѣнно сопутствуется колебаніями въ рѣшеніяхь.

«Поэтому вѣдомство (военное)», — вспоминаетъ дальше Н. В. Савичъ, — «выдѣлило изъ нея нѣкоторыя мѣропріятія, которыя представлялись неотложными и безспорными. Они составляли часть большой программы, но если послѣдняя была-бы впослѣдствіи принята, проектируемыя во исполненіе промежуточной программы мѣры вошли бы составною частью въ большую. Но и сами по себѣ онѣ имѣли громадное значеніе въ смыслѣ усиленія боеспособности арміи. Эта промежуточная программа, стоимостью около 123 мил. руб., должна была быть выполненной въ два года. Въ силу этіхъ мѣропріятій мы сформировывали, безъ увеличенія ежегоднаго набора (за счетъ накопленныхъ сверхкомплектовъ въ частяхъ) Финляндскій корпусъ1) и намѣчался переходъ къ шести-орудійнымъ батареямъ, при девяти батареяхъ въ бригадѣ, если память мнѣ не измѣняетъ. Программа была принята, никто въ Думѣ даже не понялъ, въ чемъ заключается сущность дѣла; думали, что дѣло идетъ о продолженіи выполненія малой программы, которая, въ части артиллерійскаго снабженія еще не была закончена, хотя срокъ, установленный въ 1908 г., прошелъ. Въ смѣтѣ 1914 г. имѣлись кредиты на выполненіе всей промежуточной программы, — (въ періодъ съ 1909 по 1914, включительно, ежегодно отпускалось по смѣтѣ чрезвычайныхъ расходовъ отъ 60 до 68 мил. руб.). Однако, заготовка матеріальной части артиллерійскаго имущества запаздывала даже въ отрасляхъ промышленности, которыя легко могли-бы справиться съ заданіями болѣе крупнаго масштаба.

Такъ, къ моменту разсмотрѣнія росписи на 1914 г., мы могли убѣдитьсп, что ружейныхъ патроновъ по малой программѣ не хватало противъ расписанія приблизительно на 10-12 %%, горная и конная артиллерія были въ некомплектѣ приблизительно въ той же пропорціи, хотя соотвѣтственные заводы жаловались, что изъ-за малыхъ нарядовъ, не могутъ использовать всю мощь своихъ мастерскихъ.

Тѣмъ не менѣе всѣ суммы по смѣтѣ чрезвычайныхъ кредитовъ на 1914 г. были отпущены полностью и выполненіе промежуточной программы съ точки зрѣнія финансовой обезпечено.

Наконецъ, въ самомъ началѣ 1914 г. вѣдомство внесло въ Г. Думу программу, которую оно называло — «большой военной программой».

Одновременно и въ связи съ ней морское вѣдомство внесло законопроектъ о срочномъ усиленіи Черноморскаго флота (около 100 мил. руб.).

Оба законопроекта имѣли нѣкоторую внутреннюю связь, такъ какъ мотивировались опасеніемъ возможной войны въ исходѣ 1917 г., чрезвычайнымъ развитіемъ вооруженій Германскихъ державъ и общимъ политическимъ напряженіемъ въ связи съ растущими аппетитами сосѣдей и нашей относительной отсталостью въ дѣлѣ развитія вооруженной мощи государства. Сазоновъ имѣлъ съ нами рядъ собесѣдованій, дипломатическое вѣдомство сдѣлало все возможное, чтобы облегчить прохожденіе законопроектовъ въ палатахъ.

Окончательная разработка законопроекта о большой программѣ происходила въ Генеральномъ Штабѣ и была дѣломъ рукъ ген. Бѣляева. Законопроектъ состоялъ изъ многихъ толстыхъ томовъ подсчетовъ и выкладокъ, разобраться въ немъ не спеціалисту было чрезвычайно трудно; еще труднѣе было составить себѣ опредѣленное заключеніе объ относительной важности отдѣльныхъ деталей законопроекта».


1) XXII Армейскій.

Оглавление