Изъ этой схемы мы видимъ, что для переброски войскъ къ границамъ съ Германіей и Австро-Венгріей мы имѣли 6 двухъколейныхъ и 2 одноколейныхъ жел. дор. линіи. По этимъ 14 колеямъ въ сутки могло подаваться около 250 эшелоновъ.
Всматриваясь болѣе внимательно въ эту схему, мы замѣтимъ, что около 200 эшелоновъ въ сутки могли быть поданы на фронтъ въ 225 километровъ: Бѣлостокъ - Брестъ - Холмъ. Это отвѣчало сосредоточенію главной массы нашихъ войскъ на такъ называемомъ «Передовомъ театрѣ».
Идея сосредоточенія наибольшихъ силъ и возможно ближе къ р. Вислѣ принадлежитъ гр. Милютину. Она вытекала изъ желанія активно использовать вдающійся въ территорію нашихъ западныхъ сосѣдей выступъ, образуемый Привислинскимъ краемъ. При дѣйствіяхъ противъ Германіи, Русскія главныя силы, наступающія внизъ по Вислѣ, ставили нѣмецкія войска, собранныя въ Восточной Пруссіи, въ невыгодное стратегическое положеніе. Въ еще болѣе трудномъ положеніи оказывалась бы Австро-Венгрія при наступленіи нашихъ главныхъ силъ вверхъ по Вислѣ. Въ случаѣ побѣды Русскихъ войскъ въ Галиціи, соединенной съ ихъ выходомъ на коммуникаціонныя пути А.-В. Арміи съ Краковымъ, эта Армія оказалась бы прижатой къ Карпатамъ. Первая же русская побѣда могла превратиться въ сокрушеніе всей вооруженной мощи Имперіи Габсбурговъ.
«Передовой театръ» представлялъ собою еще одно важное стратегическое удобство. Войска, въ немъ сосредоточенныя, оказывались во «внутреннемъ» положеніи по отношенію къ Германцамъ и Австро-Венгерцамъ. Это позволяло избрать для нанесенія вашего главнаго удара одного изъ этихъ враговъ, сосредоточить противъ него подавляющую часть силъ, оставивъ для защиты противъ другого минимумъ войскъ. Говоря техническимъ языкомъ, Русскія войска, сосредоточенныя на Передовомъ театрѣ, получали возможность использовать преимущества дѣйствій по внутреннимъ операціоннымъ линіямъ.
Это не укрылось отъ такого вдумчиваго стратега, какъ гр. Милютинъ, и его ближайшій сотрудникъ генералъ Обручевъ, руководившій стратегическимъ развитіемъ нашей желѣзнодорожной сѣти, послѣ ухода въ отставку перваго, обратилъ вниманіе на оборудованіе Передового театра рокадными ж. д. линіями. Таковыхъ линій было построено три: 2 двухъколейныхъ и 1 — одноколейная.
Пролегающій въ тылу Передового театра лѣсисто-болотистый бассейнъ р. Припяти — Полѣсье затруднялъ созданіе рокадныхъ желѣзныхъ дорогъ къ востоку отъ меридіана Брестъ-Литовска. Здѣсь, вплоть до р. Днѣпра, на протяженіи 500 километровъ въ меридіональномъ направленіи, проходила только одна одноколейная «Полѣсская желѣзная дорога» (Вильно - Ровно). Подобная бѣдность въ «рокадныхъ линіяхъ» увеличивала для насъ и безъ того громадное стратегическое значеніе Передового театра.
Дабы уменьшить длительность сосредоточенія нашихъ главныхъ силъ на Передовомъ театрѣ, въ Варшавскомъ военномъ округѣ была расквартирована значительная часть нашихъ войскъ.
Но со вступленіемъ въ 1908 году на постъ Военнаго Министра генерала Сухомлинова, наша дислокація подверглась существенному измѣненію, и изъ Варшавскаго округа были уведены внутрь Россіи 91 батальонъ*).
*) Указываемъ число батальоновъ, а не дивизій, потому что источникъ, которымъ мы пользуемся (ген. Зайончковскій, «Подготовка Россіи къ міровой войнѣ (планы войны)» стр. 107) примѣняетъ этотъ устарѣлый методъ. По этой же причинѣ намъ придется и дальше, въ тѣхъ случаяхъ, когда мы не имѣли возможности точно установить число дивизій, брать изъ труда ген. Зайончковскаго его исчисленіе въ батальонахъ, эскадронахъ и орудіяхъ. Въ данномъ случаѣ, мы знаемъ, что въ числѣ уведенныхъ изъ Варшавскаго военнаго округа войскъ былъ Ѵ-й арм. корпусъ (7 и 10 пѣх. и 5-я кавал. дивизіи), переведенный въ Воронежъ. Затѣмъ уведены были 46-я, 47-я, 48-я и 49-я резервныя бригады; онѣ были развернуты въ полевыя дивизіи тѣхъ же номеровъ и вошли въ составъ корпусовъ: 46-я — XXV а. к. (Москва), 47-я — XVI а. к. (Казань), 48-я и 49-я — XXIV (Самара).