В конце войны для Японии сложилась катастрофическая ситуация. Возникла угроза вторжения на Японские острова, в связи с чем срочно потребовалось создать новое, более эффективное оружие для борьбы с кораблями противника. Такое оружие было найдено и использовано - это широкое применение летчиков-камикадзе. Кроме того делались попытки создать автоматический или дистанционно управляемый снаряд для борьбы с кораблями вторжения.
В июле 1944 г. были выданы задания на создание управляемых противокорабельных снарядов. К его выполнению приступили фирмы Кавасаки, Мицубиси, а также Токийский университет. Из множества представленных проектов только три образца такого оружия были доведены до стадии летных испытаний.
Фирма Мицубиси начала работы над управляемой ракетой в августе 1944 г., а в ноябре уже было выпущено 10 предсерийных ракет Ки.147 или Иго-1 Ко (оружие модель 1А). которые использовали при испытаниях.
Ракета Ки.147 (рис. 3.5.1) представляла собой небольшой самолет, имеющий крыло с толстым профилем, небольшим удлинением и углом поперечного V, равным 4°. На крыле располагались элероны для управления по крену. Стабилизатор имел большую площадь и был прямоугольным в плане. На нем располагались рули высоты. На концах стабилизатора крепились два киля с рулями направления.
Фюзеляж состоял из двух цилиндрических гондол, расположенных одна над другой. В верхней гондоле находились: источник питания, гироскопическая система стабилизации и приемник радиокомандной системы управления. В нижней гондоле находились боевая часть весом 800 кг и силовая установка, основу которой составлял ЖРД Току-ро 1, тип 3. Он развивал тягу 240 кгс в течение 75 с.
Планер снаряда имел смешанную конструкцию: крылья имели деревянный набор и фанерную обшивку, а фюзеляж - металлический каркас и фанерную обшивку.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СНАРЯДА Ки.147
Длина |
5,77 м |
Размах крыла |
3,0 м |
Диаметр фюзеляжа |
0,565 м |
Стартовый вес |
1400 кг |
Максимальная скорость |
550-600 км/ч |
Крейсерская скорость |
300 км/ч |
Высота полета |
1000 м |
Дальность полета |
15 км |
В качестве, носителя ракеты Ки.147 предполагалось использовать бомбардировщик Мицубиси Ки.67 «Хирю», специально доработанный для этой цели. Снаряд подвешивался под фюзеляж таким образом, что верхняя гондола скрывалась в бомбовом отсеке, а остальные части оставались снаружи. Работы по дооборудованию Ки.67 выполнялись в Фусса, там же потом проводились и первые летные испытания. Часть испытаний выполнили над озером Бива, недалеко от Киото.
Тактика применения снаряда предполагалась следующей:
Самолет-носитель с подвешенной ракетой на высоте 700-900 м подходит к цели на дистанцию примерно 11 км и производит сброс снаряда. Через 0,5 с на снаряде включается система стабилизации, а через 1,5 с - двигатель. После этого снаряд переходит в горизонтальный полет, а самолет-носитель следует за ним на расстоянии примерно 4 км и подает управляющие сигналы вплоть до поражения цели. Однако вскоре стало ясно, что следовать за снарядом и управлять им на расстоянии 4 км - задача очень опасная, даже невыполнимая, так как американские корабли к тому времени имели мощное авиационное прикрытие и хорошо организованную систему ПВО. В основном из этих соображений снаряд Ки.147 не применялся в боевых действиях.
Почему японцы не установили на борту ракеты трассер (что позволило бы наблюдать полет и управлять снарядом на гораздо большем расстоянии), неясно, однако это вряд ли коренным образом улучшило бы боевые качества нового оружия.
Окраска ракеты Ки.147 была светло-серой. На обеих сторонах хвостовой части фюзеляжа наносились бортовые номера желтого цвета. Также желтым цветом наносился поясок на фюзеляже перед крылом.
Другой образец снаряда для борьбы с кораблями разработала в период с июля по октябрь 1944 г. фирма Кавасаки. Проект получил обозначение Ки.148 или Иго-1 Оцу (оружие модель 1Б). Первые экземпляры (без двигателя) были готовы в октябре 1944 г., и тогда же начались летные испытания снаряда.
По конструкции снаряд представлял собой небольшой самолет-высокоплан смешанной конструкции: крылья и оперение были цельнодеревянными, а фюзеляж имел металлический каркас и фанерную обшивку. Приборы стабилизации и управления, а также источник питания и рулевые машинки располагались в гаргроте, находившемся наверху фюзеляжа и, частично, в средней части фюзеляжа. В носу фюзеляжа располагалась боевая часть со взрывателями, а в хвосте - силовая установка (в варианте с двигателем).