Поисковые работы в области зенитных ракет проводились в Германии еще перед войной, однако их бурное развитие началось много позже. Толчком к ускорению этих работ стали воздушные удары союзников по германским городам и промышленным центрам, в то время как Люфтваффе несли потери и утратили господство в воздухе.
Первые практические работы датируются 1942 г., при этом, прежде всего, разрабатывались несколько проектов управляемых зенитных ракет, но они не обещали быстрого завершения.
Потери Германии от бомбардировок росли, в результате работы над средствами ПВО резко усилились. Прав был небезызвестный немец Карл Маркс, который сказал, что потребность двигает науку вперед лучше, чем десяток университетов.
В 1944 г., в большой спешке, преодолевая значительные трудности, начались работы над более чем 20 проектами управляемыми неуправляемых ракет. Определенное влияние на немецкие разработки оказали английские зенитные ракеты, которые создавали тросовые заграждения.
В связи с тактикой авиации союзников - налеты большими группами тяжелых бомбардировщиков - упор был сделан на разработку неуправляемых ракет для залповой стрельбы, которые имели меньший срок разработки, и в сложившихся условиях обещали быть полезным средством ПВО. Конечно, ракеты уступали артиллерии в точности стрельбы, однако их дешевизна, возможность массового применения, простота и легкость пусковых установок делали применение реактивных снарядов оправданным. Немецкие неуправляемые зенитные ракеты представлены на рис. 2.4.1.
85-миллиметровая ракета заграждения, показанная на рис. 2.4.2, создавалась под влиянием английских ракет заграждении. Ракета состояла из металлической гильзы, в которой располагался двигатель, снабженный одной пороховой шашкой с регрессивным горением. В нижней части двигателя располагалось сопловое дно. Сопла располагалась но периметру дна и имели угол наклона для обеспечения вращения снаряда в полете. В верхнее дно двигателя! вставлялась металлическая трубка, наполненная черным порохом. Она играла роли» замедлителя. После окончания работы РДТТ порох в замедлителе продолжал гореть, в это время ракета набирала высоту по инерции. В верхней точке траектории пламя в замедлителе достигало вышибного заряда. Вышибной заряд представлял собой навеску бездымного пороха, взрыв которого выбрасывал картонный контейнер с парашютом и бухтой с тросом. Контейнер разрывался, трос разматывался и медленно опускался на парашюте.
При залповом применении этих ракет на высоте 890-1000 м создавалось тросовое заграждение, которое было работоспособно в течение нескольких минут. Последующие залпы позволяли поддерживать заграждение в боевом состоянии более длительное время.
Föhn (7,3 см R.Spr. Gr.4609) была принята на вооружение летом 1944 г. Турбореактивный снаряд «Фён» имел стартовый вес 3,2 кг, длину 330 мм и калибр 73 мм. Рэкета набирала скорость 300 м/с и достигали высоты 4,5 км. БЧ несла заряд ВВ весом 0,28 кг - это абсолютный минимум для уничтожения такой крупной цели как тяжелый бомбардировщик. Автоматический взрыватель с самоликвидатором позволял поражать самолеты противника на высотах около 1,2 км. Для стрельбы ракетой «Фён» была разработана пусковая установка с 35 винтовыми направляющими. Она монтировалась на прицепе и обслуживалась одним человеком. Данное оружие предназначалось для борьбы с маловысотными целями. Так как производство на фирме Шнайдер запаздывало, то эта ракета применялась в ограниченном количестве.
Рис. 2.4.1. Немецкие неуправляемые зенитные ракеты. (деления шкалы по вертикали - 0,25 и 0,5 м, прим. ВВС) | Рис. 2.4.2. Зенитная ракета заграждения калибром 85 мм |