Оглавление

A-1 (Агрегат N 1) - первая полноразмерная ракета, спроектированная немецкими специалистами в 1933 г. Дорнбергер считал, что ракета должна стабилизироваться вращением. Поэтому было решено создать ракету с вращающейся боевой частью и не вращающимися баками (что-то вроде силового гироскопа). В ракете A-1 вращающаяся секция весом 33,5 кг помещалась в головной части. Общая длина ракеты составляла 1402 мм, диаметр - 304 мм, взлетный вес - 150 кг. Топливом служили жидкий кислород и спирт, общей массой 38,5 кг. Подача была вытеснительная с помощью сжатого азота. Двигатель развивал тягу порядка 2,9 кН (305 кгс). Камера сгорания в хвостовой части ракеты была встроена в бак с горючим. Вращающаяся часть, выполненная в виде ротора трехфазного электродвигателя, должна была раскручиваться до максимальных оборотов перед стартом. Ракету А-1 предполагалось запускать вертикально с пусковой направляющей высотой в несколько метров. Работы над ракетой окончились стендовыми испытаниями, в воздух она не поднималась.

A-2. Две ракеты А-2 были готовы к. декабрю 1934 г. Они были, в общем, сходны с А-1, только стабилизирующий гироскоп (опять силовой) был перемещен в среднюю часть. Двигатель проработал 16 с, за это время ракета набрала высоту 2200 м.

A-3 была создана в 1937 г. Она имела длину 7650 мм, диаметр 760 мм и стартовый вес 750 кг. Запас топлива (жидкий кислород и спирт) составлял 450 кг. Подача топлива была вытеснительной, но в ней использовался жидкий азот, который выпаривался с помощью тепловых сопротивлений. Это позволило снизить вес системы. Двигатель развивал тягу 15,4 кН (1570 кгс) в течение 45 с. Носовая часть ракеты была заполнена батареями, под ними располагался отсек с приборами, в числе которых были барограф и термограф с миниатюрной автоматической, кинокамерой, снимавшей во врем» полета их показания. Имелось также устройство автоматической отсечки топлива, управляемое по радио. Ниже отсека с приборами был расположен бак с жидким кислородом, внутри которого помещался меньший бак с жидким азотом. Затем шел отсек с парашютом, потом бак с горючим и, наконец, ракетный двигатель. Четыре плоскости хвостового оперения крепились своими нижними концами к кольцу из пластмассы диаметром 254 мм.

В ракете имелась гиростабилизированная платформа с акселерометрами для стабилизации ракеты в полете по тангажу и по курсу, а также электрические сервомоторы и молибденовые газовые рули.

Испытательные запуски трех ракет А-3 были проведены осенью 1937 г. Силовая установка работала нормально, но система управления, во всех трех запусках, не оправдала надежд. Исследования на стендах показали, что газовые рули слишком малы, реакция сервосистемы на сигналы чересчур замедленна, а датчики системы управления и ввод в нее исходных данных весьма несовершенны.

A-5 - вобрала в себя весь опыт, полученный при работе над А-3. Она создавалась для отработки конструкторских решений для «большой ракеты» А-4, которая уже разрабатывалась. Корпус ракеты был уменьшенной копией корпуса А-4, что позволяло изучить аэродинамические характеристики последней. Длина ракеты была 7650 мм, диаметр - 860 мм, взлетный вес - 900 кг. Двигатель был тем же, что и у ракеты А-3. Главной задачей при создании А-5 была отработка системы управления. Фактически для нее было создано три системы управления, причем все они успешно работали. Первая ракета А-5 была запущена осенью 1938 г., но еще без системы управления, и только через год, когда уже шла война с Польшей, первая ракета А-5 взлетела с полным оборудованием и безупречно поднялась на высоту 12 км. Ракета А-5 и ее оборудование испытывались, как методом подъема под фюзеляжем самолета Не 111, так и методом сброса с самолета, и наконец, методом реальных огневых пусков.

Всего было выполнено 25 пусков ракет А-5; сначала они запускались вертикально, а затем по наклонной траектории. Все ракеты имели по два парашюта: вытяжной парашют, который мог раскрываться даже на околозвуковых скоростях, и основной парашют, вытягивающийся через 10 секунд после первого, уменьшая скорость падения примерно до 14 м/с. Система возвращения ракет на землю с помощью парашютов работала вполне надежно, поэтому некоторые ракеты удавалось запускать но нескольку раз.

А-4 (рис.1.4.16).
Ракета А-4 является вершиной немецких разработок в области ракетной техники. После принятия на вооружение она получила пропагандистское название V-2 (Фау-2) - «оружие возмездия-2». Английские газеты называли это оружие «ракетой Гитлера», хотя сам Гитлер ракетой почти не интересовался. Он один раз посетил испытательную базу, потом ему несколько раз докладывали о ходе работ с демонстрацией кинофильма, а незадолго до принятия решения о начале серийного производства, вообще заявил, что ему приснилось, что ни одна ракета А-4 не сможет достичь Англии.

Ракета А-4 (рис. 1.4.17), состояла из четырех отсеков:

Носовая часть представляла собой боевую головку весом около тонны. В носу и на днище располагалось по одному взрывателю. Корпус БЧ был сделан из мягкой стали толщиной 6 мм и имел вес 250 кг. Он наполнялся 750 кг аматола - взрывчатого вещества, мало чувствительного к нагреву и ударам. Головная часть транспортировалась отдельно и устанавливалась на ракету незадолго перед стартом.

Приборный отсек расположен ниже боевой части. В нем расположены приборы управления, источники питания и баллоны со сжатым воздухом. Общий вес отсека 480 кг.

Топливный отсек - самая большая и тяжелая часть ракеты. В нем находился бак для спирта (вверху) и бак для жидкого кислорода (внизу). Сухой вес топливного отсека - 742 кг. Основной конструкционный материал - листовая сталь толщиной 0,64 мм. Конструкция сварная и имеет продольный и поперечный набор из стрингеров и шпангоутов. Сами топливные баки сделаны из алюминиевых сплавов. Спиртовой бак подвешивался к верхнему силовому шпангоуту топливного отсека, а кислородный бак крепился к заднему силовому шпангоуту. Пространство между баками и обшивкой фюзеляжа заполнялось, для теплоизоляции, стекловатой. Такая конструкция называется схемой с подвесными баками. Ее применение, а также материал обшивки - сталь, объясняют довольно большой вес конструкции ракеты и, соответственно, небольшую дальность (современные ракеты с таким же стартовым весом имеют дальность в 2-3 раза больше). Трубопровод спирта проходил через кислородный бак и также имел теплоизоляцию. Запас 75-процентного спирта составлял 3834 кг, а жидкого кислорода 4962 кг. Итого общий запас топлива - 8796 кг.

Оглавление