Оглавление

Общая компоновка самолета-снаряда V-1 представлена на рис.1.4.14.

Фюзеляж состоял из шести отсеков (разбирался на четыре сборочных единицы). В носовой части, выполненной из дерева с дюралевой обшивкой, размещались измеритель дальности и магнитный компас. Специальный счетчик считал число оборотов ветряка - оно пропорционально пройденному пути. При достижении заданной дальности (которая устанавливалась перед стартом) выдавался сигнал на остановку двигателя и перевод руля высоты на пикирование. В головную часть выводились контакты электровзрывателя.

Во втором отсеке, выполненном из стали, размещалась боевая часть фугасного действия. Длина отсека 1275 мм, наибольший диаметр 850 мм. БЧ содержала от 700 до 1000 кг взрывчатого вещества и снаряжалась электрическими и ударными взрывателями, что позволяло надежно поражать цель. Взрыватели приводились в рабочее состояние после прохождения заданного участка пути. В конце войны встречались БЧ, корпус которых был выклеен из нескольких слоев шпона.

Третий отсек занимал топливный бак, который вмещал 550-640 литров бензина. Он делался из стального листа толщиной 2,5 мм и двух сферических днищ. В бак вваривалась труба, к которой крепились крылья, а к трубе приваривались два кронштейна, которые держали узел подвески к самолету (сверху) и опору ведущего механизма катапульты (снизу отсека).

Четвертый отсек занимали два сферических стальных баллона с сжатым воздухом, подкрепленных проволочным бандажом. Здесь же размещалась арматура двигательной установки. Сжатый воздух использовался для вытеснительной подачи топлива, вращения гироскопов, работы пневмоклапанов и рулевых машинок.

Пятый отсек имел тонкую стальную обшивку и несколько шпангоутов и вмещал в себе регулятор подачи горючего, счетчик числа оборотов ветряка, аккумуляторную батарею, главный и вспомогательный гироскопы, барометрический регулятор скорости и высоты полета. Наверху отсека крепилась стойка двигателя.

Шестой отсек нес стабилизатор, киль, а внутри - рулевые машинки рулей высоты и направления.

Крыло свободнонесущей схемы состоит из трубчатого лонжерона, набора нервюр, переднего и заднего стрингеров, а также обшивки из стального листа. Элероны отсутствовали. Размах крыла составлял 5,3 м. Более поздние модификации V-1 имели крыло деревянной конструкции размахом 5,7 м.

Вертикальное оперение состояло из двух частей: задняя часть несла руль поворота и узел крепления двигателя, а передняя также служила опорой для ПуВРД и на ней крепилась трубка ПВД для регулятора скорости и высоты полета. Через переднюю стойку проходила трубка подачи топлива и электропровод к свече зажигания.

Стабилизатор имел лонжерон, нервюры и стальную обшивку. Рули выполнены из листового дюраля.

Основные технические данные Фау-1 приведены в таблице:

Длина

7,75 м

Размах крыла

5,3 (5,7) м

Макс. диаметр фюзеляжа

0,85 м

Высота

1,55 м

Стартовый вес

2180 кг

Вес заряда ВВ

700-1000 кг

Емкость топливных баков

550-640 л

Тяга двигателя

2,35 - 3,28 кН

Время работы двигателя

0,5 - 1,0 час

Скорость

540 - 650 км/ч

Дальность полета

250 -370 км

Летные характеристики и боевое применение самолета-снаряда Фау-1
Программа полета самолета-снаряда V-1 задавалась на земле и не могла быть изменена в полете (хотя есть данные, что некоторые V-1 снабжались системой радиоуправления). Курс снаряда, в подавляющем большинстве случаев» оставался постоянным в течение всего полета и контролировался совместно компасом и гирокомпасами автопилота. Высота полета задавалась в пределах 200-3000 м и контролировалась анероидной коробкой. Ей же задавалась скорость полета, которая составляла 540-565 км/ч, а в последних модификациях снаряда с деревянными крыльями и уменьшенным зарядом ВВ - 645-765 км/ч. На испытаниях 2 февраля была достигнута скорость 800 км/ч. Одновременно с этим возросла дальность полета с 240-260 км до 370 км. Точность попаданий характеризуется тем, что 80% долетевших до цели V-1 попадали в круг диаметром 13 км. Некоторые V1 снабжались радиомаяками, которые помогали отследить трассу полета и места падения снарядов. Запуск снарядов осуществлялся с наземной катапульты длиной 50 м, установленной под углом 5°-7° к горизонту. Был возможен также запуск с самолета.

Катапульта представляла собой два рельса, по которым скользил снаряд, а между ними находился цилиндр с прорезью, закрывавшейся специальными пластинами. В цилиндре двигался поршень с выступом, за который цеплялся самолет-снаряд. Поршень со снарядом разгонялся под действием парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в специальном реакторе. В целом конструкция была весьма громоздкой, неманевренной и уязвимой (американцы проблему старта решили намного изящней).

Обучение персонала обращению с новым оружием проводилось на полигоне около Близны в Польше. Место падения снарядов находилось в районе Пинских болот, где был построен наблюдательный пункт.

О существовании снарядов Фау-1 советские специалисты узнали, по-видимому, раньше союзников. Возможно, что готовые образцы (или их части), потерянные немцами в Пинских болотах были подобраны польскими партизанами и какими-то неведомыми путями переданы советским «компетентным органам», что позволило КБ Поликарпова начать подобные работы.

Оглавление