Оглавление

NIEUPORT 11/16 / НЬЮПОР 11/16

Одноместный цельнодеревянный полутораплан с полотняной обшивкой. Самолет представлял собой значительно уменьшенный в размерах «Ньюпор» 10. Автор проекта Густав Деляж. Прототип закончен в постройке и облетан осенью 1915 года. В декабре принят на вооружение французских ВВС, а в январе следующего года первая эскадрилья новых истребителей прибыла на западный фронт.

«Ньюпор» 11 производился серийно на заводе фирмы Сосьете Анониме дес Этаблиссментс Ньюпор, а также - по лицензии - на итальянской фирме Ньюпор-Макки (до середины 1917 года) и на московском заводе Дукс (до конца 1916-го). Несколько экземпляров построено в нейтральной Голландии. Всего выпущено свыше 1200 самолетов, из них 650 - в Италии и около 100 - в России.

Ftr1WW184.jpg

"Ньюпор" 11 в России (публикуется впервые).

В марте 1916 года путем установки более мощного мотора получен тип «Ньюпор» 16, также выпускавшийся серийно во Франции (до мая 1916-го) и в России.

Зимой-весной 1916 года «Ньюпор» 11, прозванный за небольшие размеры «Бебе» (младенец), был основным французским истребителем на западном фронте. В его лице союзники впервые получили боевой аэроплан, превосходящий фоккеровские «эйндеккеры». Самолет также широко применялся на итальянском, восточном и македонском фронтах и в Дарданелльской операции, где на нем воевали английские пилоты.

«Бебе» характеризовался отличной маневренностью, легкостью в управлении и хорошими скоростными данными. Основной недостаток - неудачное размещение вооружения (сложность перезарядки и обслуживания в полете). Кроме того в ряде случаев отмечалась недостаточная прочность бипланной коробки, иногда приводившая к «складыванию»  крыльев в полете или обрыву нижних плоскостей.

Во второй половине 1916 года «Ньюпоры» 11 были постепенно заменены во фронтовых эскадрильях «Ньюпорами» более поздних модификаций.

ДВИГАТЕЛЬ: На «Ньюпор»11 ставили «Рон»9С (80 л.с.), на «Ньюпор» 16 - аналогичный «Рон» 9J (110 л.с.) или  «Клерже»9Z (120 л.с).
 ВООРУЖЕНИЕ: 1 несинхр. курсовой «Льюис», установленный над верхним крылом и стреляющий поверх винта (+ 8 противодирижабельных ракет «Ле Приер»).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

"Ньюпор"11

"Ньюпор"16

Размах, м

7,52

7,52

Длина, м

5,90

5,90

Площадь крыла, кв.м

13,30

13,30

Сухой вес, кг

345

375

Взлетный вес, кг

550

550

Скорость максимальная, км/ч

152

165

Скорость подъема на высоту 2000 м, мин, сек

11,0

5,50

Потолок, м

4560

4800

Оглавление