Оглавление

SOPWITH CAMEL / СОПВИЧ "КЭМЕЛ"

Цельнодеревянный одностоечный биплан со смешанной обшивкой фюзеляжа (передняя часть - дюраль, борта кабины и гаргрот - фанера, остальное - полотно). Крылья и оперение покрыты полотном. Казенные части пулеметов частично закрыты обтекателем, придававшим самолету характерную «горбатую» форму, за что он и получил свое название (англ. «camel» - «верблюд»).

Разработан сэром Томасом Сопвичем по заказу Адмиралтейства для оснащения истребительных дивизионов английской морской авиации. Первый полет прототипа состоялся в декабре 1916 года. Первый серийный экземпляр закончен в постройке 7 мая 1917-го. В начале июня самолет начал поступать на фронт.

Благодаря малой нагрузке на крыло в сочетании с достаточно высокой энерговооруженностью и плотной компоновкой машины вокруг центра масс истребитель обладал совершенно исключительной горизонтальной маневренностью. Радиус левого виража составлял всего 15 метров! (Правый, из-за гироскопического момента ротативного мотора был несколько шире). Скоростные данные и скороподъемность, особенно с двигателем «Бентли», также не оставляли желать лучшего.

В результате «Кэмел» стал наиболее распространенным и популярным среди союзников английским истребителем того периода. Кроме морских, на нем летали армейские пилоты на западном, итальянском, македонском и палестинском фронтах. В общем счете «Кэмелы» сбили 2790 немецких и австрийских самолетов. Больше, чем любой другой истребитель Антанты.

Выпуск машины продолжался до конца войны. Всего построено 5695 экземпляров. К моменту подписания перемирия более 30 дивизионов RAF и RNAC были вооружены «Кэмелами». В 1919 году на этих машинах воевал в России на стороне генерала Деникина 47-й английский добровольческий дивизион. В 1920-м несколько машин передали белой армии.
ДВИГАТЕЛЬ: «Рон» 9J (110 л.с.) или «Клерже» 9В (130 л.с.) или «Бентли» BR.1 (150 л.с.).
ВООРУЖЕНИЕ: 2 синхр. «Виккерс»

Ftr1WW101.jpg

"Кэмел" ВВС РККА. 1920 год.

Ftr1WW102.jpg

"Кэмел", восстановленный до летного состояния. Современный снимок.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

с моторами

"Клерже"

"Бентли"

Размах, м

8,50

8,50

Длина, м

5,60

5,60

Площадь крыла, кв.м

21,50

21,50

Сухой вес, кг

422

470

Взлетный вес, кг

660

695

Скорость максимальная, км/ч

183

199

Скорость подъема на высоту 2000 м, мин, сек

6,00

5,00

Потолок, м

5300

5650

Оглавление