Оглавление

ОТ АВТОРА

Восемьдесят лет назад произошло событие, не вошедшее в календари знаменательных дат, но тем не менее оказавшее огромное влияние на историю нашего века. Весной 1915 года впервые вступили в бой самолеты-истребители, положив начало войне в воздухе. Хотя попытки боевого применения аэропланов отмечались и ранее, только появление летающей машины, предназначенной для уничтожения себе подобных, открыло принципиально новую страницу в многотысячелетней летописи вооруженного единоборства. Война приобрела третье измерение, и поле боя раздвинулось до границ земной атмосферы.

Истребитель стал порождением первой мировой войны 1914-18 годов. И если в начале это были полукустарные импровизации на базе довоенных спортивных машин, то уже через два года окончательно сформировался целый класс военной авиации со своими канонами и тенденциями развития. Хотя за этот период возникло немало спорных, а иногда и просто тупиковых (но от этого не менее интересных) технических решений, выработанная тогда принципиальная схема самолета-истребителя оставалась неизменной на протяжении почти двух десятилетий.

К сожалению, самолеты первой мировой, как и многое другое, основательно забыты в нашей стране. Даже среди людей, неравнодушных к авиации, вероятно, найдется немного таких, кто может уверенно назвать хотя бы десяток истребителей того периода. Надеюсь, что данная работа поможет в какой-то мере восполнить этот пробел.

В предлагаемой книге я попытался дать по возможности полное собрание типов истребителей, принимавших участие в первой мировой войне. По сути это развернутый справочник, в котором помимо обычного для такого рода изданий набора сведений о самолетах (фирма-разработчик, ТТХ, годы выпуска и т.д.), приведены особенности их боевого применения и краткая оценка, данная этим машинам теми, кто вел их в бой, или теми, кто ловил их в перекрестье прицела.

Для моделистов-стендовиков на каждый аппарат даны чертежи в наиболее популярном «модельном» масштабе 1:72 и образцы окрасок. Самолеты размещены по странам (а «внутри» стран - по фирмам) в алфавитном порядке, как это принято в справочной литературе. При этом в первой части представлены машины Антанты (Великобритании, Италии, России и Франции), а во второй - истребители их противников - Германии и Австро-Венгрии.

В книге показаны только серийные машины, причем для упрощения отбора за точку отсчета условно взята цифра в 20 экземпляров (то же, как правило, относится и к модификациям). Кроме того не представлено большое количество самолетов, которые официально относились к иным типам , но при необходимости выступали в роли истребителей. Например, в Германии и Австро-Венгрии все двухместные аэропланы класса «CL» считались разведчиками, несмотря на то, что их нередко применяли в качестве истребителей сопровождения.

Из-за невозможности увеличить объем книги остался «за бортом» и целый класс морских истребителей-гидропланов. Большинство этих машин будет представлено в книгах «Бомбардировщики первой мировой войны» и «Морская авиация первой мировой войны», работа над которыми уже ведется.

Краткие летно-технические характеристики истребителей взяты из различных источников. В тех случаях, когда по отдельным машинам встречались противоречивые сведения, предпочтение отдавалось документам и публикациям страны-производителя данного самолета.

Данные о вооружении показаны в сокращенном виде. К примеру, строка: «2 синхр. «Виккерс» (+ 130 кг бомб)»  означает, что самолет был вооружен двумя синхронными пулеметами «Виккерс», а дополнительно мог взять 130 кг бомбовой нагрузки.

В дополнение к этой информации в конце второй части книги помещены разделы об авиационном вооружении и схемах окраски истребителей того периода.

В книге использованы следующие аббревиатуры: RFC - королевский воздушный корпус (применявшееся до мая 1918 года название английских ВВС). RNAS - королевская военно-морская воздушная служба (первоначальное название английской военно-морской авиации). RAF - королевские воздушные силы (применяемое до настоящего времени название английских ВВС). AEF - американские экспедиционные силы в Европе в период первой мировой войны.

В заключение хочу поблагодарить Сергея Алексеева, Дмитрия Гринюка и Михаила Быкова за помощь в подборе материалов для этой книги.

В работе над книгой принимали участие: Анатолий Крикуненко - главный редактор, Марина Ромашова - корректор, Вячеслав Тимофеев - фотоработы, Александр Гапузин - компьютерная верстка.

Оглавление