Оглавление

«ЛИБЕРТИ» (LIBERTY)

В июне 1917 года американские инженеры Винсент и Холл в необычайно короткие сроки (буквально за месяц!) создали наиболее мощный авиадвигатель из всех, какими располагали на тот момент страны Антанты. Высокие темпы работ не в последнюю очередь объяснялись тем, что власти США буквально арестовали инженеров в номере гостиницы, пообещав освободить их только тогда, когда мотор будет готов.

Как ни странно, несмотря на спешку, мотор, названный «Либерти» - «Свобода», получился очень удачным. Кстати, если учесть обстоятельства его появления, такое название звучит довольно двусмысленно.

12-цилиндровый V-образный мотор мощностью 400 л.с. имел удельную массу всего 0,97 кг/л.с. -неслыханный показатель для своего времени. Его простая и рациональная конструкция в общем была аналогична «Иглу», отличаясь отсутствием редуктора, видоизмененной системой зажигания и широким применением подшипников скольжения.

В 1917-1920 годах на американских и английских заводах построено свыше 20000 авиадвигателей «Либерти», которые стояли на DH.4, DH.9a и многих других самолетах, активно летавших еще в тридцатые годы. Начиная с 1923 г. копия этого мотора выпускалась в СССР под обозначением М-5.

ГЕРМАНО-АВСТРИЙСКИЕ АВИАДВИГАТЕЛИ

Немецкая авиация в Первую мировую войну применяла моторы жидкостного охлаждения различных фирм, но очень схожие по конструкции и внешнему виду.

Можно перечислить двигатели «Мерседес» (100, 120, 160, 180, 200, 220 или 260 л.с), «Бенц» (110, 150, 200 или 220 л.с), BMW (185 л.с), «Майбах» (180, 240 или 260 л.с.) и мощный, предназначенный для дирижаблей и многомоторных бомбардировщиков «Басе унд Сельф» (270 л.с).

Все они представляли собой шестицилиндровые однорядные верхнеклапанные моторы, как тогда говорили, «автомобильного типа» с алюминиевым картером, привинченными к нему отдельными стальными цилиндрами и стальными же рубашками охлаждения. Небольшие различия заключались в размерах, массе и отдельных деталях.

Более-менее своеобразно выглядел известный еще в довоенные годы двигатель «Аргус» (100,115,125, 140 и 180 л.с.). Его шесть цилиндров были отлиты из серого чугуна вместе с рубашками попарно, тремя блоками. Распредвал помещался не у головок цилиндров, а в картере по левому борту и был связан с коромыслами клапанов длинными штоками. «Бенц» и «Майбах» имели по два распредвала (на впускные и выпускные клапаны), также заключенные в картере справа и слева от цилиндров.

Доводя «автомобильную» схему до возможного совершенства, немцы так и не смогли до конца войны внедрить в производство мощные и надежные двухрядные двигатели. Этим объясняется их неуклонное, начиная с 1917 года, отставание в авиационном моторостроении. Если самолеты союзников на заключительном этапе войны обладали моторами в 300-400 л.с., то для немцев рубеж в 270 л.с. остался непреодолимым.

В аналогичной ситуации оказались и австрийцы. Их основной авиадвигатель «Австро-Даймлер», созданный знаменитым впоследствии инженером и предпринимателем Фердинандом Порше, был сделан по той же «немецкой» схеме, отличаясь лишь расположением вертикального передаточного валика, связывающего карданный вал с кулачковым распредвалом. У изделий Порше он находился спереди, а у германских авиадвигателей - сзади.

Моторы «Австро-Даймлер» выпускались в следующих модификациях (цифры обозначают мощность): Dm 120, Dm 160, Dm 185, Dm 200 и Dm 225.

Кроме «Австро-Даймлера», в австрийской авиации широко применялся однотипный с ним двигатель водяного охлаждения «Геро» («Иеронимус»). Эти моторы в зависимости от модификации развивали мощность 145, 200 или 230 л.с.

ИТАЛЬЯНСКИЕ АВИАДВИГАТЕЛИ

В годы Первой мировой войны основными итальянскими производителями авиационных моторов были фирма Сосьета Пьемонте Аутомобиле (SPA) и многопрофильный концерн ФИАТ (FIAT). Они выпускали мало отличающиеся друг от друга однорядные шестицилиндровые двухкарбюра-торные двигатели с верхним расположением распредвала, алюминиевым картером и стальными цилиндрами.

"Особыми приметами" SPA были воронкообразная форма картера и цилиндры, сгруппированные попарно с общими на каждую пару рубашками охлаждения.

Фирме SPA удалось довести мощность своих изделий до 220 л.с. ФИАТ продвинулся дальше, освоив к концу войны выпуск 300-сильных моторов. Более того, в 1918 году он первым в мире запустил в серию двигатель фантастической по тем временам мощности - 700 л.с.

Этот двухрядный двенадцатицилиндровый мотор, обозначенный А-14, во многом опередил свое время, однако надежность его работы вызывала немало нареканий.

FrArp1WW514.jpg FrArp1WW515.jpg FrArp1WW516.jpg
«Мерседес» D.llla, 180 л.с. «Австро-Даймлер» Dm 200 Силовая установка истребителя «Феникс» - мотор «Геро», 200 л.с.

Оглавление